Регион Южного Кавказа — в центре внимания Европы | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в рамках официального турне по странам Южного Кавказа посетил Азербайджан. Переговоры Штайнмайера, одной из ключевых фигур во внешней политике ЕС, с Президентом республики Ильхамом Алиевым и главой МИД Азербайджана дали понять, что этот регион остается в центре внимания Старого Света.

На брифинге по итогам переговоров глава МИД Германии много говорил о важности отношений с Азербайджаном. Он отметил высокий уровень отношений между Баку и Берлином, свидетельством чего назвал наличие в Азербайджане единственной внешней торговой палаты Германии. Кроме того, в Берлине придают большое значение расширению и углублению сотрудничества с государствами в рамках программы «Восточное партнерство», причем Азербайджану здесь уделяется особое место. По словам Штайнмайера, Азербайджан в стратегическом плане играет важную роль моста между Востоком и Западом, а также в обеспечении энергетической безопасности. В этой связи германский дипломат отметил большое значение Южного газового коридора, инициированного Азербайджаном.

Южный газовый коридор является направленным на будущее амбициозным проектом, открывающим новые перспективы не только в рамках двустороннего сотрудничества Азербайджана с Германией, но и Баку с Европой», — сказал он.

Кроме того, Штайнмайер не обошел вниманием и проблему Нагорного Карабаха. Более того, министр дал понять, что эта тема стала одной из главных на его переговорах в Баку. Он заявил, что Берлин желает активизации роли Евросоюза в карабахском урегулировании. «Мы хотели бы, чтобы Евросоюз, наряду с Минской группой ОБСЕ, также играл активную роль в урегулировании конфликта», — сказал он.

По мнению многих наблюдателей, визит главы МИД Германии на Южный Кавказ свидетельствует об интересе Европы положить конец проблеме Нагорного Карабаха, а также европейской зависимости от российского газа. К примеру, издание EU Business обращает внимание на тот факт, что визит главы германской дипломатии в Баку состоялся в преддверии саммита по Карабаху в Париже, а также сразу после переговоров Штайнмайера с госсекретарем США Джоном Керри в Берлине, посвященных, в основном, украинской тематике. «Визит Штайнмайера рассматривается в качестве очередной встречи в контексте решения тяжелого спора вокруг цены на газ между Россией и Украиной на фоне опасений, что Москва может остановить важные поставки газа в Европу этой зимой», — отмечает издание.

«Визит министра иностранных дел Германии является четким сигналом о важности, придаваемой Германией региону Южного Кавказа. В свете конфликта в Украине Евросоюз должен уделять гораздо больше внимания конфликту вокруг Нагорного Карабаха, который на деле не является замороженным. И после всех последних событий и разочарований, связанных с Арменией, мы должны укрепить связи с нашим партнером — Азербайджаном», — сказал R+ известный германский журналист и публицист Рихард Кисслер.

Напомним, что Германия — одна из ведущих стран Евросоюза. Можно даже сказать, локомотив организации и ее идеологический центр. В этом качестве Германии сегодня приходится решать большое количество вопросов, связанных как с проблемами внутри самой страны, так и в ЕС. Плюс ко всему Германия принимает самое деятельное участие в разрешении кризисов по соседству с ЕС, включая ситуацию в Украине. Однако то, что при такой насыщенной повестке министр иностранных дел Германии нашел время для посещения Южного Кавказа, не должно вызывать удивления.

Такой интерес Европы к Азербайджану проглядывается на фоне небывалого подъема в отношениях Баку с Москвой. В результате состоялась беспрецедентная серия визитов, которую многие даже назвали «медовым месяцем» в российско-азербайджанских отношениях. Конечно же, всего этого в Европе не могут не замечать, причем с понятной тревогой. События в Украине стали самым драматическим примером категорического нежелания России сдавать свои позиции на постсоветском пространстве, в зоне своей исторической ответственности. Укрепление же позиций России на Южном Кавказе, а точнее в Азербайджане, вообще не входит в планы Евросоюза, который сам имеет виды на этот регион, хотя до сих пор не показывал это так уж явно.

Цена геополитической борьбы России и ЕС за Южный Кавказ, а в более широком смысле — богатый на энергоресурсы Каспийский регион, — велика. И снижение зависимости Европы от российского газа является одним из приоритетов Евросоюза, об этом на днях заявил Марош Шефчович, преемник Штефана Фюле на посту еврокомиссара по вопросам расширения в ЕС.

По его словам, основное внимание Евросоюза будет сконцентрировано на снижении зависимости Европы от российского газа и на поддержке проектов с участием Азербайджана, Туркменистана и других стран.

«Поддержка проекта «Южный поток» лишь увеличит нашу зависимость от России. Мы скорее поддержим проект «Южный коридор», который свяжет нас с Каспийским морем», — сказал М.Шевчович.

Пусть, как утверждают скептики, запасы углеводородов Азербайджана и не позволяют восполнить потребности всей Европы, но европейцы продолжают питать надежды на строительство Транскаспийского трубопровода, который откроет им путь еще к богатым газовым запасам Центральной Азии. Тем более что президент Туркменистана Гурбангулу Бердымухамедов на последнем саммите прикаспийских стран заявил, что прокладка трубопроводов по дну Каспия является лишь делом тех государств, по территории которых эта труба пройдет. Более того, он недавно дал поручение правительству ускорить работы по реализации этого проекта. В перспективе, если дела у европейцев пойдут по желанному сценарию, у них открывается возможность доступа к богатейшим энергетическим запасам Ирана, в отношении которого Запад понемногу отказывается от политики санкций.

Вполне очевидно, что происходящее вокруг Украины заставило страны Запада более трезво взглянуть на сотрудничество с Азербайджаном. Запад стал заметно больше уделять внимания своим восточным соседям, особенно тем из них, у которых большие природные богатства. Европе сегодня, как никогда ранее, нужны стабильные поставки энергоресурсов. Для этого важно, чтобы и регион, откуда идут эти поставки, был стабилен. А это усиливает мотивацию ЕС более деятельно заняться решением карабахского вопроса, на который до сих пор европейцы взирали как на нечто далекое и их не касающееся. В Европе понимают, сколь большое значение для Азербайджана имеет решение проблемы №1, то есть вопрос восстановления территориальной целостности республики. Именно с этим и связана инициатива президента Франции Франсуа Олланда провести трехстороннюю встречу с главами Азербайджана и Армении. Ведь не секрет, что последние встречи президентов двух стран проходили под эгидой России. Возможности России в решении этой проблемы все равно выглядят предпочтительнее. Но иного пути у Европы нет, и вряд ли у нее есть другие аргументы, чтобы полностью перетянуть Азербайджан в свою орбиту. Баку старается привлечь широкое международное внимание для решения проблемы Нагорного Карабаха, и заявление Штайнмайера о том, что ЕС как организация должен участвовать в этом процессе наряду с Минской группой, в общем-то звучит в унисон с позицией официального Баку. Тем более что замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев на днях отметил, что именно позиция Брюсселя по Нагорному Карабаху является основной проблемой в двусторонних отношениях, и выразил надежду, что Евросоюз изменит свою позицию, и будет демонстрировать к республике такое же отношение, как в случае с Грузией, Украиной и Молдовой. Посему в самое ближайшее время, видимо, следует ожидать небывалой доселе активности Европы в карабахском урегулировании.

Источник: casfactor.com


Читайте также:

Добавить комментарий