Израиль и ползучая сегрегация | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Администрация Соединенных Штатов как и власти в самом Израиле, денно и нощно не устают повторять, что «Государство Израиль – единственная демократия на Ближнем Востоке». Однако некоторые израильские реалии заставляют усомниться в этой оценке. Об одном характерном для Израиля явлении написала свою книгу американская еврейка Илана Штокман «Война против женщин в Израиле. История религиозного радикализма и борьбы за свободу женщин». Во многих, пишет она, прежде всего ортодоксальных кругах Израиля процветает женоненавистничество и дискриминация женщин. И эту дискриминацию проводит власть, само государство, где иудаизм является государственной религией.

В общественном транспорте в Израиле (а это – прежде всего автобусы) устроены «особые отделения на задних местах». Там сидеть могут только женщины. В Израиле есть города, где женщинам предписывается ходить только по определенным сторонам улиц, есть места, где женщинам запрещено находится. Заводятся секции для женщин в почтовых отделениях и банках, в парках и развлекательных аттракционах… Сегрегация в автобусах, выделение женщинам специальных пешеходных дорожек, а тем более запрет на выступления женщин-артистов в армейских частях– это в Израиле все более становится правилом. Гендерная сегрегация все больше и больше распространяется на другие сферы жизни, где раньше ничего подобного не было. Уже полтора года назад в Израиле было свыше 150 автобусных маршрутов, где осуществлялась политика сегрегации. Общественный транспорт в большинстве населенных пунктов еврейского государства вынужден соблюдать законы шаббата, т.е. не работать по субботам. Когда-то подобная сегрегация была в основном в синагогах, но сегодня она все более распространяется на другие сферы жизни, в общественной сфере, в армии, даже в частных домах. В особо соблюдающих религиозные предписания иудаизма домах сегодня заводят отдельные места, предназначенные только для женщин. Разрешают женщине есть только на кухне, отдельно от мужчин.

Однако со стороны ультрарелигиозных женщин такой подход подчас поддерживается. Прихожанка одной из иерусалимских синагог призналась: «женщин насилуют в университетах, в израильской армии. И все потому, что женщины там никак не отделены от мужчин, и это создает много соблазнов. Это все же куда большее насилие, чем сажать женщин в задней части автобуса». «Сексуальные приставания к женщинам, к сожалению, достаточно часты в нашей жизни, – признает Илана Штокман. – Однако это еще не повод, чтобы закрыть всех женщин в отдельные секции. Существует проблема сексуального насилия, но путь ее решения – в воспитании мужчин, а не в том, чтобы посадить женщин за ограду».

Сама Илана Штокман на встрече с читателями вспоминала легендарную Розу Паркс. Несогласие Розы сидеть сзади разделенного на «только для белых» и «только для черных» автобуса в свое время разожгло пламя гражданского неповиновения и стало важным этапом борьбы за гражданские права в США. Штокман сказала, что для нее, как для американской религиозной еврейки, оказаться в задней части иерусалимского автобуса было совершенно неприемлемо. Однако в Израиле пока такое положение не вызывает массовых протестов. Штокман заметила: «Война против женщин в Израиле» не является изобретением собственных религиозных ортодоксов. За последние сорок лет в Израиле прижились практически все американские идеи и лозунги, политические, экономические и общественные, религиозные и светские, правые и левые, консервативные и либеральные. Иудейский фундаментализм, как ультраортодоксальный, так и правый религиозный национализм тоже во многом занесены в Израиль из США. До сих пор там во многом заправляют выпускники бруклинских религиозных училищ – «ешиботов».

Как и многое другое в Израиле, политика сегрегации носит полуофициальный характер. Закон на бумаге вроде одинаков для всех и не признает такого понятия, как ультраортодоксальный сектор или ультраортодоксальная община. Однако в реальной жизни власти сами постоянно нарушают закон. Еще хуже с выполнением законов о труде и отдыхе. Здесь власть относится к закону, как дышлу, иногда ориентируясь на светские круги общества. В других случаях законы выворачиваются в угоду религиозной политике. Как и многое другое в Израиле, политика сегрегации происходит по «телефонному праву».

Израиль декларирует себя, как светское государство, однако процесс религиозного возрождения в Израиле идентичен процессам, происходящим на всем Ближнем Востоке. Подобно большинству арабских и исламских республик своих соседей, в Израиле религия не отделена от государства, акты гражданского состояния являются уделом религиозных судов.

Одно из самых чувствительных мест и горячих точек борьбы за права женщин – это и самое святое место иудаизма – Стена плача. В книге Штокман изложена истории борьбы женщин за право молиться там вне пределов специального сектора. Движение «Женщины Стены» создано еще в 1980-е гг. в рамках куда более широкого движения за допуск женщин в молитвенные залы ортодоксальных синагог. С самого начала феминистки в ответ на свои требования встретили у Стены плача насилие. Автору этой статьи довелось наблюдать первое появление «Женщин Стены», когда возмущенная толпа религиозных иудеев во главе с раввином синагоги Стены плача Шмуэлем Рабиновичем напала на молящихся женщин. В женщин летели стулья, камни и даже мешочки с нечистотами. Дело о допуске женщин в мужскую часть площади у Стены плача рассматривалось в судах. В 2011 г. наступил новый этап. Израильская полиция уже не ограничивалась разведением сторон, а стала арестовывать «Женщин Стены». Суды тоже ужесточили свою позицию, и огороженную часть площади признали «ортодоксальной синагогой», хотя место это построено в результате победных заявлений после Шестидневной войны, что «Стена – наша!» и будет достоянием израильской нации, а никак не отдельной религиозной общины.

Сама Штокман из Бруклина. Она выросла в религиозном еврейском квартале и сейчас живет в Израиле. Она не считает себя посторонней в религиозной жизни, тем более не видит себя пришельцем, приходящим учить людей, как им надо жить. «Война против женщин» – говорит она, – продукт ультраортодоксальных кругов, а касается всего израильского общества и наступление ведется на права всех женщин. Штокман знает, каково быть и чувствовать себя в «женской секции». «Ни в коем случае я не хочу никому ничего навязывать, – говорит Штокман. – В то же время я не хочу, чтобы религиозные ортодоксы что-то навязывали другим. В обществе надо оставить место для других стилей жизни, для других точек зрения на жизнь. Я рада, что кто-то счастлив, живя религиозной жизнью, но если кто-то несчастлив, то должна быть возможность и для него жить по-своему».

В ультраортодоксальных общинах достаточно много несчастных женщин. Существуют горячие линии для жертв насилия. Организация «Бат Мелех» создала два убежища для женщин из ортодоксальных общин. Велико и сопротивление религиозных кругов. В прошлом году стало известно, что Главный раввинат потребовал у компаний сотовой связи заблокировать телефоны экстренной помощи организации «Бат Мелех», а также других служб психологической помощи.

Готовность к насилию все больше и больше охватывает ортодоксальный иудаизм, за которым нередко стоят государственные структуры.

Израильское общество прочувствовало впервые протест ультраортодоксов, когда в 1986 г. в Иерусалиме были сожжены почти все автобусные остановки из-за наклеенной там рекламы модной одежды и косметики. Именно тогда иерусалимцы, дожидавшиеся автобусов на жаре, лишенные привычной тени, вдруг почувствовали тревогу за свое будущее.

Власти в «свободном» Израиле вряд ли на стороне Иланы Штокман. По своей сути они ориентированы на сегрегацию, и не только палестинцев, но и как в нашем случае, женщин.

Александр Ефимов

Источник: ru.journal-neo.org


Читайте также:

Добавить комментарий