Показная жёсткость бундесканцлерин | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Встреча в Базеле немецкого министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера с Сергеем Лавровым, его содержательные выступления и заявления на пленарной сессии саммита ОБСЕ и за её рамками свидетельствуют о принципиальной готовности и желании Германии, несмотря на показную жёсткость бундесканцлерин, продолжить совместный поиск путей выхода из кризиса.

В четверг 4 декабря 2014 г. МИД РФ сообщил, что «прибывший в Базель для участия в работе саммита ОБСЕ Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров встретился с Министром иностранных дел Федеративной Республики Германия Ф.-В. Штайнмайером». В рамках встречи «были обсуждены актуальные вопросы общеевропейской повестки дня, в том числе в контексте ситуации на Украине, а также некоторые практические аспекты российско-германских отношений». СМИ уточнили, что беседа состоялась вечером в среду, т.е. до начала пленарного заседания. Какие-либо подробности, в отличие от предыдущей встречи глав внешнеполитических ведомств, прошедшей в Москве 18 ноября 2014 г. (до этого немецкий дипломат участвовал в заседании Совета ЕС в Брюсселе и провёл в Киеве переговоры с высшим политическим руководством Украины), прессе сообщены не были.

Оба министра выступили на саммите ОБСЕ в первой половине дня 4 декабря. С. В. Лавров произнёс свою речь после своего немецкого коллеги (http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2014/141204_BM_Ministerrat_OSZE.html). До этого были выступления Д. Буркхальтера, Ф. Могерини и Дж. Керри, которые по времени совпали с основной частью обращения В. В. Путина к Федеральному собранию РФ.

В центре внимания всех докладчиков в Базеле была Украина. Но именно в выступлениях представителей России и Германии в наибольшей степени обозначились попытки дальнейшего поиска общих точек, которые могли бы помочь продолжить конструктивный диалог в отношении возможных путей разрешения существующего конфликта. В.-Ф. Штайнмайер особенно отметил усилия Швейцарии в этом направлении, включая высказанное предложение о создании специальной экспертной структуры по вопросам украинского кризиса («Panel of Eminent Persons»).

Прошедший саммит ОБСЕ показал, что он остаётся одной из немногих площадок для обсуждения Россией и Западом международных вопросов, как в многостороннем, так и двустороннем формате. В этом отношении Базель подтвердил, что в таких рамках российско-германский диалог занимает одно из важнейших мест.

С начала украинского кризиса, несмотря на ряд жёстких решений со стороны Евросоюза и США, двусторонние контакты между В.В. Путиным и А. Меркель, а также между С. В. Лавровым и Ф.-В. Штайнмайером не прерывались. Постоянно велись и ведутся телефонные переговоры, состоялся ряд важных личных встреч. Примечательно, что содержание общения первых лиц наших государств практически скрыто от общественности; до последнего времени публичной была лишь фрагментарная информация о встречах министров. Но, по всей видимости, и она теперь будет недоступной. Одна из возможных причин — нежелание сторон давать повод средствам массовой информации для субъективной / искажённой интерпретации идущей дискуссии / диалога между руководителями РФ и ФРГ.

Примеров «вольного» изложения объективных фактов, особенно немецкими СМИ, предостаточно. Препарированная и неверная информация нередко становится основой для принятия необоснованных решений представителями и законодательной и исполнительной властей.

Ведя диалог с российским президентом, федеральная канцлерин одновременно занимает показательно крайне жёсткую позицию по отношению к российскому руководству, не позволяя ослаблять её ни на уровне канцлерамта, ни на уровне правительства и партийных фракций ХДС, ХСС и СДПГ в бундестаге. Правительственная команда А. Меркель и парламентское большинство достаточно едины в своей критической позиции по отношению к России. Существующие оттенки во мнениях не должны приниматься за разногласия (как, например, недавняя критика со стороны председателя ХСС Х. Зеехофера «мягкой» позиции Ф.-В. Штайнмайера).

Жёсткость канцлерин во многом предназначена для партнёров в Евросоюзе и НАТО, в т.ч. и для США — тем самым она демонстрирует независимый характер отношений Германии с Россией, которые свободны от каких-либо «корыстно-особых» интересов и строятся на приоритете европейских и евроатлантических ценностей. Она считает, что в нынешней кризисной ситуации на Юго-Востоке Украины пока не пришло время для смягчения европейско-немецкой позиции — с её точки зрения российское государство может и должно предпринять усилия / меры для её урегулирования. При этом, как мне представляется, это её истинное убеждение, а не зависимость от «вашингтонского обкома», по указанию которого она вынуждена так поступать. Немецкие партнёры действительно испытали шок от мартовских событий и от той формы и скорости, с которой Крым перешёл из одной государственной юрисдикции в другую. И высказываемая немцами критика в адрес своего основного партнёра на Востоке европейского континента во многом направлена на решение существующих проблем, а не на его унижение и оскорбление.

Однако в своём желании сохранить высокий уровень жёсткости ещё в течение определённого временного промежутка (пока невозможно дать прогноз относительно его продолжительности) А. Меркель иногда переходит разумные границы. В первую очередь, это касается прямого вмешательства в проведение и форматирование общественной дискуссионной площадки «Петербургский диалог», что входит в прямое противоречие и со статусом федерального канцлера и его ведомства в рамках демократического государства, которым в соответствии с Основным Законом является ФРГ. Последовавший под давлением главы правительства Германии отказ немецкой стороны сначала от проведения общественного форума в конце октября, а затем и заседания Координационного комитета в начале декабря 2014 г. только сузил возможности для экспертного взаимодействия двух стран в обсуждении украинского кризиса.

В этом плане особое внимание предстоит и дальше уделять контактам и взаимодействию с немецким ауссенамтом и его руководством, которые дают важные сигналы для будущего отношений Европы и России. Здесь я бы отметил, высказанное В.-Ф. Штайнмайером перед визитом в Москву в ноябре 2014 г. в интервью газете «Вельт ам Зоннтаг» мнение о том, что одним из шагов для начала сближения между Брюсселем и Москвой могло бы стать налаживание контактов между Евросоюзом и начинающим своё функционирование с 1 января 2015 г. Евразийским экономическим союзом. Также важны его призывы усилить роль ОБСЕ, продолжить реализацию всех достигнутых соглашений, возродить активный диалог между Россией и НАТО.

Встреча в Базеле немецкого министра с С.В. Лавровым, его содержательные выступления и заявления на пленарной сессии и за её рамками свидетельствуют о принципиальной готовности и желании Германии (несмотря на показную жёсткость бундесканцлерин) продолжить совместный поиск путей выхода из кризиса. В этом отношении хотелось бы узнать от наших немецких партнёров и об их готовности оказывать влияние на украинское руководство с точки зрения реального, а не формального соблюдения Минских договорённостей, а также и о возможной готовности ФРГ оказать с учётом наступившей зимы гуманитарную помощь гражданам Юго-Востока Украины. Жалко, что обсуждать такие актуальные вопросы теперь приходится в основном через сайт РСМД и другие уважаемые ресурсы, а не в рамках прямого диалога.

В заключение отмечу, что, несмотря на явное охлаждение политических отношений, в течение 2014 г. продолжилась реализация всех двусторонних программ и проектов в экономической, научной и культурной сферах. Вероятно, они сохранятся и в 2015 г. (хотя возможно сокращение государственного финансирования некоторых из них).

Владислав Белов

Источник: russiancouncil.ru


Читайте также:

Добавить комментарий