Правительство Украины: команда реформаторов? | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Во время внеочередного обращения к Верховной Раде президент Украины Порошенко предложил рецепт решения всех проблем Украины, а именно — разрешить назначение иностранцев на высшие руководящие должности страны, «вплоть до членства в правительстве». 

В  частности, прозвучала должность главы Антикоррупционного бюро. «Он (будет) равноудален от всех политических сил», — объяснил глава государства, добавив, что у такого человека не будет в Украине «кума-свата-брата». «Источники» в различных ведомствах не замедлили сообщить украинским СМИ, что речь идёт не только о борьбе с коррупцией. Варяги ожидаются также в Мининфраструктуры, где командовать будет «человек из Литвы», в вице-премьеры хотят поставить человека из Грузии, а в Минэкономики — представителя, разумеется, США. Назывались и фамилии. В то, что осталось от МВД Украины, пойдет Эка Згуладзе, исполнявшая обязанности главы МВД Грузии в период правления Михаила Саакашвили. Работать с экономикой будет американка с украинскими корнями Наталья Яресько. А вот с коррупцией будет бороться экс-глава Минюста Грузии Зураб Адеишвили. 

Понятно, что сам факт такой идеи — пригласить поуправлять собственной страной граждан другого государства — вызвал большой интерес. Собственно, такое практиковалось на протяжении мировой истории человечества всего в двух случаях. Когда государство долгое время находилось на обочине цивилизационного или технологического мейнстрима, к которому очень хотело присоединиться — вроде петровской России, Советского Союза 20-30-х годов или пост-изоляционной Японии. Тогда приглашали не только ведущих специалистов различных отраслей, но и, порой, полноценных государственного калибра управленцев, как бы они не назывались. 

Если в государстве физический недостаток компетентных в химии, горном деле или артиллерии людей, то другого выхода, кроме налаживания системы быстрого пополнения запаса знаний у иностранцев и скорейшего воспитания на этой базе собственных кадров, просто нет. При этом, разумеется, всегда есть риск, что приглашённый специалист будет помимо условий контракта выполнять иные задачи, которые ему в качестве дорожного напутствия поручило правительство собственной страны, имеющего собственные интересы в том месте, куда едет столь высоко оцененный принимающей стороной подданный. 

Второй вариант — когда государство находится в статусе колонии. И управление ключевыми ведомствами — такими как МВД, экономический департамент, общий контроль и антикоррупционный комитет, обладающий потенциальным доступом вообще к чему угодно — должно находиться в руках посланников из метрополии. 

На какой из этих вариантов больше похоже предложение Порошенко? Украинские СМИ и различные общественные эксперты настаивают, разумеется, на первом варианте. Что, откровенно говоря, вряд ли. Громкие вопли про то, что даже глухие сёла Прикарпатья — «цэ Европа!!!», более чем регулярные встречи с уважаемыми партнёрами из ЕС и США, большое количество различных отечественных ВУЗов и присутствие на территории выпускников ВУЗов зарубежных намекают на то, что налажен информационно-консультационный обмен, есть внутренняя готовность большой части населения к каким-никаким положительным реформам, и вроде бы есть даже какие-то специалисты заданного профиля. Самый благодатный материал для привлечения компетентного человека со стороны, чтобы тот поставил работу, получил вознаграждение и почётную строчку «спаситель восточноевропейского государства» в резюме. 

Правда, есть нюанс — человек со стороны должен быть действительно профессионалом в своём деле. Например, для полезной государству реформы МВД Украины, представляющего собой сейчас конгломерат нищих и деморализованных сотрудников, разбавленных новоприбывшими вооружёнными нацистами из различных «батальонов», нужен действительно незаурядный ум. 

Эка Згуладзе, которую прочат на роль главного реформатора, по собственному признанию, «точно не знает, как именно» попала в МВД. Згуладзе была самой юной ученицей, успешно прошедшей конкурс Freedom Support Act. Запущенная в 1992 году программа, основанная на «Акте о поддержке свободы для России, развивающихся евразийских демократий и открытых рынков», находилась в ведении Государственного департамента США, и среди главных указанных целей декларировала «стимулирование экономического роста и создание рабочих мест в США». Позднее, по той же программе уехал и брат Згуладзе. В США Згуладзе успешно переняла, так сказать, американские ценности и свободы, окончила школу журналистики, устроилась переводчицей в итальянскую нефтекомпанию, перешла в TACIS, в программу технической помощи Евросоюза, через несколько лет переместилась в проект развития таможни, работала в проекте среднего образования Всемирного банка. Згуладзе прямо говорит о том, что где больше платили, туда и шла. Ни в какой отрасли не стала специалистом, однако «получила большой опыт и знание». 

Последним местом работы Згуладзе до МВД Грузии был некий «Фонд вызова тысячелетия». Что до специфики работы в самом силовом блоке, то биографы Згуладзе комментируют её так: приступив к работе, она поняла, что у МВД не было человека, который взял бы на себя отношения с группами разных интересов, будь то международные или местные организации. «Одной из моих функций стало это». То есть, госпожа Згуладзе была занята согласованием позиций МВД с интересами международных и местных групп. 

В отличие от Згуладзе, Наталья Яресько долго и непосредственно работает с тем, куда её хотят назначить: выросшая в чикагской семье послевоенных эмигрантов Яресько ещё в мае 1992 года возглавила экономический отдел посольства США в Украине, до этого служила на различных экономических должностях в Государственном департаменте, по некоторым сведениям, была дружна с супругой экс-президента Ющенко Кэтрин Клер-Чумаченко. После чего был правительственный же фонд прямых инвестиций для поддержки малого и среднего бизнеса Western NIS Enterprise Fund, управляющая компания Horizоn Capital и т. д. Также Яресько вошла в состав сената Украинского католического университета (УКУ), который видит в качестве alma mater будущих поколений украинцев, и дружит с известным господином Денисенко, убеждённым в том, что он — патриарх. 

О подходе Яресько — впрочем, и о компетентности ее — говорит следующий фрагмент её интервью украинскому Forbes от 6 марта 2013 года: «Сначала нужно было объяснить, что в Украину в принципе можно инвестировать, потом доказать, что Украина не Россия, что это разные экономические и политические риски. Российская экономика построена на нефти и газе, а украинская более диверсифицирована: да, есть металлургия, но есть еще потребительские товары, продукты питания, IT и финансовый сектор. Украина — страна с 46-миллионным населением, у которого европейская культура, европейские вкусы и потребности, тут все хотят хорошо питаться, иметь нормальные машины и качественные услуги. И если объединить лучшее из западного менеджмента, корпоративного управления и технологий с объемами украинского рынка, а также с предпринимательскими талантами украинцев, то можно получить рост намного выше, чем в другом регионе». 

И года не прошло с момента интервью, как все инвесторы, поверившие госпоже Яресько и вложившиеся в «европейские ценности» украинцев, поголовно желающих разъезжать на нормальных машинах в процессе потребления качественных услуг, наверняка испытали смешанную гамму чувств. 

Будущий борец с коррупцией Адеишвили — яркий представитель команды экс-президента Саакашвили, которая вместе с лидером бежала из Грузии после выдвинутых против них обвинений. Конкретно Адеишвили инкриминируют злоупотребление служебными полномочиями с целью получения выгоды, организацию нечеловеческого и унизительного обращения с заключенными, фальсификацию улик уголовного дела и провоцирование организации преступлений. Сейчас скрывается в Венгрии. 

В итоге, из трёх упомянутых в СМИ кандидатур — все три вызывают большие сомнения с точки зрения профессиональных обязанностей, зато являются вполне авторитетными трансляторами влияния США, прежде всего — Государственного департамента. А вопрос, чем является их назначение: установкой команды контролёров или попыткой организовать реформы — можно считать решённым. 

Андрей Полевой

Источник: vrns.ru


Читайте также:

Добавить комментарий