20 лет деградации гуманитарного образования принесли свои плоды | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Сочинение по литературе вернулось в российские школы. Жаль только, что не скажешь тут про «старое доброе». Оно вернулось каким-то дурным ремейком — наподобие тех поделок, которые лепят киношники по мотивам бессмертной киноклассики.

А сколько было ожиданий после того, как президент Владимир Путин по итогам заседания Совета по культуре и искусству 20 ноября 2013 года дал поручение Правительству вернуть сочинение в программу школьных выпускных экзаменов.

Здесь нужно подчеркнуть два слова — «вернуть» и «сочинение». Именно об этом шла речь на Совете, инициаторы идеи прекрасно понимали, о каком именно экзамене должна идти речь. Очевидно, что и сам Путин мог подразумевать только тот формат сочинения, с которым в далеком 1970-ом году сталкивался он сам, будучи выпускником ленинградской школы №281.

Но, что интересно, те чиновники, которые взялись претворять указание нацлидера в жизнь, тоже, будучи выпускниками, писали нормальные сочинения, где основным требованием было не минимальное количество слов, а полное раскрытие темы грамотным русским языком. И получали свои оценки по стандартной пятибалльной шкале — за литературу и за русский язык.

Хотя, глядя на «креатив» отдельных тружеников просвещения, нет-нет, да и ловишь себя на мысли: двухбалльной шкалы оценок «зачет/незачет» конкретно им ох как не хватало в школе для полного счастья.

Вот и перенесли эту детскую мечту в день сегодняшний: «президентскому» сочинению, как уже тут же после памятного распоряжения узнали специалисты, все же не была уготована честь стать настоящим экзаменом. Некий фильтр, отсеивающий совсем уж безнадежных экземпляров от Настоящего Экзамена — ЕГЭ по русскому языку.

Накропал нужное число слов, раскрыл тему не мудрствуя лукаво (в стилистике поста в «инстаграмме»), совладал с орфографическим и толковым словарями — допущен до ЕГЭ. Делов-то.

Про орфографические и толковые словари на экзамене, кстати, не для красного словца сказано — они действительно оказались предусмотрены регламентом. И его авторов понять можно: педагоги в курсе про десятки орфографических и грамматических ошибок в работах первокурсников и, очевидно, от лишних иллюзий избавились давно.

В беседе с обозревателем KM.RU свою экспертную оценку вернувшемуся в школы «президентскому сочинению» дал президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков:

— Я думаю, что это все же некий переходный вариант к полноценному сочинению по литературе, которое конечно нужно обязательно возвращать в наши школы. Совершенно очевидно, что в той форме, в котором выпускное сочинение возвращено сегодня, оно существовать просто не может.

Совершенно непонятно, что такое в данном случае «зачет» или «незачет» — по каким критериям их можно определять и можно ли вообще. Вопрос оценки данных работ — ключевой, это главная проблема.

Ведь вряд ли кто в здравом уме будет спорить с тем, что сочинение, как творческая работа, нуждается в строго индивидуальной оценке, и это должна быть развернутая, обоснованная рецензированная оценка. Сводить ее к формуле «зачет/незачет» — это просто профанация, это абсолютная глупость.

Я уже не говорю о том, что и речи не может идти о том, чтобы выпускное сочинение становилось каким-то «придатком» к ЕГЭ. Оно по определению должно быть именно самостоятельным экзаменом.

— Но только потянут ли нынешние выпускники «полноценное» сочинение?

Разумеется, не потянут. Потому что мы за 20 лет школу просто угробили. В первую очередь нужно всю систему образования возвращать в то русло, из которого оно было в лихие годы выведено. А это значит, что как минимум в школы должны вернуться нормальные уроки литературы, программа этой дисциплины и сам принцип ее преподавания должны быть кардинально изменены.

Сейчас же мы идем по американскому пути, когда все упрощается до безобразия, когда произведения классиков дети уже не изучают, они с ними «знакомятся». Сами произведения им уже читать не обязательно — достаточно знать их в кратком изложении и «быть в курсе» главной идеи, которую писатель в своем романе выразил. То есть нынешня программа по литературе построена по принципу американских комиксов.

И надо честно признать, что двадцать лет деградации гуманитарного образования принесли свои плоды и сегодня мне представляется невозможным провести полноценный экзамен по литературе в виде настоящего, развернутого сочинения. Но все же возвращаться именно к этому формату надо. Да, это дело не быстрое, но иначе мы рискуем скатиться в полную деградацию, рискуем выпускать из школ полных идиотов.

К слову, сами американцы уже осознали, что со своим образованием натворили. Наиболее известные тамошние представители интеллектуальной сферы открыто признают, что американская школа окончательно превратилась в школу идиотов, которая просто перестала готовить тех, кто был бы способен выпускать интеллектуальный продукт. В частности, об этом еще в 2005-м году говорил Билл Гейтс.

Что касается нынешнего «сочинения», которое после долгого перерыва снова вернулось в школы, то, честно говоря, я очень не завидую сегодняшним директорам школ и всем тем педагогам, которые будут подводить итоги этого экзамена. Все они заведомо поставлены в унизительные условия, когда придется очень многие работы буквально «натягивать» на заветный «зачет», закрывая глаза на все подряд.

У меня несколько дней тому назад была встреча с руководством Рособрнадзора, где также затрагивалась тема сочинения. Могу ответственно сказать, что полное смятение относительно этого экзамена царит и там.

Виктор Мартынюк

Источник: km.ru


Читайте также:

Добавить комментарий