Центробанк отозвал лицензию у очередного дагестанского банка
Новой «жертвой» ЦБ на Северном Кавказе стал дербентский банк «ПрестижКредит». Причинами отзыва у него лицензии стали утрата собственного капитала и участие в сомнительных операциях с наличностью – вполне традиционные для «утонувших» северокавказских банков обоснования. А до конца года с рынка могут уйти еще несколько дагестанских банков – новым требованиям ЦБ к минимальному собственному капиталу пока соответствуют только пять из них.
Ребрендинг не помог
Банк «ПрестижКредит» был основан в 1994 году и до ребрендинга в 2011 году назывался Дагдорбанк. По информации официального сайта банка, помимо центрального офиса в Дербенте, он имел филиал в Махачкале и дополнительный офис в Дагестанских Огнях (Дербентский район).
Согласно данным ЦБ РФ, собственниками ООО КБ «ПрестижКредитБанк» являлись шесть физических лиц, в том числе 20% долей принадлежало председателю правления Играмудину Гаджимагомедову.
Даже по меркам Дагестана это была микроскопическая финансовая организация. По данным портала «Банки-ру», по размеру активов он занимал 9 место в республике и 797 место в России.
Главным образом «ПрестижКредит» специализировался на кредитовании физических лиц, на момент отзыва лицензии соответствующий портфель составлял 132 млн рублей (5 место в Дагестане).
По сообщению ЦБ РФ, основной причиной отзыва лицензии у «ПрестижКредита» стали высокорискованная кредитная политика, а также размещение денежных средств в низкокачественные активы, что привело к полной утрате его собственных средств (капитала).
Проблемы с капиталом у банка начались осенью: с сентября по ноябрь его объем рухнул с 190 до 52 млн рублей. Только в сентябре «ПрестижКредит» 22 раза нарушал нормативные требования ЦБ, что фактически означало «смертный приговор».
Кроме того, руководство банка участвовало в проведении сомнительных операций с наличными денежными средствами в крупных объемах, что также повлияло на решение ЦБ об отзыве лицензии.
О том, что «ПрестижКредит» проводит сомнительные операции с наличкой, было известно и раньше. В 2012 году банк (еще под старым названием) фигурировал в деле директора ООО «Рос-Каспий» Тажбитдина Гамзаева, которого Дербентский райсуд приговорил к 4 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.
Согласно материалам дела, в 2008-2009 годах на счет «Рос-Каспия» в Дагдорбанке поступило более 203 млн рублей от разных коммерческих структур, с которых не были уплачены налоги. При этом заведующая кассой банка Загирова в качестве свидетельницы показала, что Гамзаев неоднократно снимал денежные средства со счета в банке.
В ответ на запрос суда Управление по налоговым преступлениям Дербентского района сообщило, что по имеющимся сведениям ООО «Рос-Каспий» является фирмой, созданной в целях обналичивания денежных средств, возможно, добытых преступным путем.
Их оставалось только девять
После отзыва лицензии у «ПрестижКредита» в Дагестане осталось всего девять банков – примерно в три раза меньше, чем два года назад, когда ЦБ начинал кампанию по чистке финансовых рядов Северного Кавказа.
Но уже в скором времени «поголовье» банков Дагестана может стать еще меньше, поскольку на данный момент только пять из них – Дагэнергобанк, «Эльбин», «Кредитинвест», «Адам Интернешнл» и «Алжан», по данным «Банки.ру», соответствуют новой планке минимального капитала с 1 января следующего года (300 млн рублей).
Для остальных вариантов выбора дальнейших действий немного. Альтернатива докапитализации, по большому счету, одна – перерегистрация в небанковскую кредитную организацию, к которым ЦБ предъявляет существенно меньшие требования, чем к коммерческим банкам.
На данный момент подобный пример перехода в более низкую лигу банковского бизнеса в Дагестане уже есть. Как следует из документов Федеральной службы информации РФ, в октябре Махачкалинский городской банк перерегистрировался в ООО «Расчетная небанковская кредитная организация „МГБ“».
Ранее сообщалось об уменьшении уставного капитала МГБ почти на 20% — со 171,2 млн до 137 млн рублей. Помимо МГБ, в Дагестане действует еще две небанковские кредитные организации – «Умут» и «Транзит».
Еще один сценарий выживания – перерегистрация в другом регионе. По этому пути не так давно пошел махачкалинский банк «Эно», контролируемый семьей спикера Народного Собрания республики Хизри Шихсаидова.
Теперь головной офис этого небольшого банка находится в Краснодаре, а в Дагестане банк стал постепенно сворачивать свою деятельность. В конце сентября были приостановлены операции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов в головном офисе в Махачкале, а в октябре был закрыт допофис «Буйнакский».
Еще раньше аналогичную траекторию развития выбрал Владикомбанк, который в 2011 году был перерегистрирован из Владикавказа в Махачкалу, но уже через два года перебрался в Черкесск.
В августе этого года банк прошел ребрендинг и теперь носит абстрактное название К2, явно не вызывающее у подозрительных клиентов ненужных ассоциаций с Северным Кавказом.
Рамазан Магомедов
Источник: kavpolit.com