Электричка в никуда | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Несогласованность действий региональных властей и перевозчиков приводит к сокращению числа электропоездов

Российские регионы снова взбудоражены новостями об отмене электричек. Еще бы, для жителей некоторых областей этот вид транспорта едва ли не единственный способ добраться до райцентров и крупных городов. В Северо-Западном федеральном округе массовых сокращений вроде бы и не было. Но проблем хватает. Например, с 10 ноября отменена единственная электричка северного направления из Вологды. Все просто — пригородная «дочка» РЖД, как и во многих других регионах, так и не сумела получить от правительства региона компенсации выпадающих доходов. Содержать электрички слишком накладно, вот региональные власти с перевозчиками и спихивают вину друг на друга .

Другой дороги нет

Отстоять электрички в суде губернатор Вологодской области Олег Кувшинников обещал во время предвыборной губернаторской кампании этим летом. Действительно, в августе, незадолго до дня голосования, в арбитражный суд Ярославской области были поданы иски. Власть пыталась обязать железную дорогу заключить контракт на организацию пригородных перевозок в своей редакции. Однако суд, признавая, что перевозки организует коммерческая организация, в иске отказал. Сейчас дело перекочевало во второй апелляционный арбитражный суд. Тем временем в регионе осталось восемь пар электропоездов вместо двенадцати.

Местные активисты накануне отмены последней электрички северного направления Вологда — Вожега провели своеобразный рейд. Они прокатились до Вожеги и обратно, попутно собирая подписи пассажиров. «Обратная электричка шла из Вожеги, там все вагоны были полные, ребята даже подписи не успевали собирать. Люди подписывались охотно, добавляли от себя примечания», — рассказывает руководитель регионального движения «Вместе» Евгений Доможиров. Всего коллеги Доможирова собрали 398 подписей. Причем, по его мнению, если бы активистов было больше, число подписей могло бы превысить и тысячу. Теперь все это отправят президенту России и главе РЖД.

Фото: Павел Смертин / ТАСС

Электричка обслуживала станции, до которых другим способом не добраться вовсе. Дело даже не в том, что автобусы не ходят — нормальных дорог нет. «Некоторые территории вообще не охвачены автотранспортом. Автобус не заходит ни в Семигороднюю, ни в Кадниковский, ни в Пашутиху, ни в Пундугу. В Семигороднюю на автомобиле, к примеру, можно проехать либо зимой по снегу, либо летом, когда все высохнет. Получается, что автобус физически не сможет обеспечить все, что обслуживала электричка», — объясняет оппозиционный политик.

Кто виноват?

Конфликт между регионами и железной дорогой длится уже не первый год. В первую очередь спорят об объемах выпадающих затрат — так называется недополученная прибыль перевозчика. Ведь тарифы устанавливают сами регионы. На примере Вологодской области в «Северо-западной пригородной пассажирской компании» (СППК) показывают, о каких суммах идет речь. Летом регион заявил о готовности выделить из бюджета средства на компенсацию выпадающих доходов за 2012 год в размере 22 миллионов рублей. При этом, по расчетам СППК, сумма выпадающих доходов равна 132 миллионам рублей за 2012 год и 185 миллионам за 2014 год. Сюда входят расходы на аренду подвижного состава, на аренду инфраструктуры, собственные расходы компании перевозчика.

Проблемы с электричками возникли, когда из РЖД было выделено несколько грузовых и пассажирских компаний. Последние делятся на пригородные и дальнего следования. Сама же РЖД сейчас содержит и развивает инфраструктуру — рельсы, связь, провода, переезды и тому подобное. До разделения убытки от электричек компенсировались за счет прибыльных грузовых перевозок.

В итоге с 2012 года по всей стране отменено почти 900 электричек. В рекордсменах Ставропольский край, лишившийся 51 электропоезда. В СЗФО лидирует Новгородская область с 48 отмененными поездами (в 2014 году — 16). Далее следует Ленинградская область с 38 поездами (из них 29 в этом году). 29 поездов отменено в Калининградской области, причем все — в этом году.

Фото: Максим Каширин / ТАСС

При этом сколь-нибудь серьезных организованных протестов по поводу отмены электричек в регионах не отмечено. Однако люди разуверились в способности властей решить проблему и пытаются выживать сами. Например, в Псковской области весной этого года жители одной из деревень решили перекрывать пути перед нужным им поездом до тех пор, пока их не пустят в состав.

Дорога в суд

До суда дело дошло и в Карелии. Житель города Сортавала Александр Талья подал в суд сперва на «Северо-западную пригородную пассажирскую компанию», а затем и на региональное правительство с требованием восстановить электричку до станции Кузнечное в Ленинградской области, отмененную в августе. В начале ноября состоялось первое предварительное заседание. Больше всего Александра Талью возмутило не то, что электропоезд отменили, а то, что об отмене электрички никто не уведомил людей надлежащим образом. Железнодорожники доказывают в суде, что они уведомили правительство Карелии и все претензии — к нему.

Если иск удовлетворят, то правительству региона придется выделять средства на восстановление электрички. Ведь именно от регионального финансирования зависит, выйдет ли поезд на маршрут. Впрочем, суд может и затянуться. Это общепринятая практика: чем дольше длится процесс, тем позднее придется исполнять обязательства.

Как отстоять поезд

В другом регионе СЗФО, в республике Коми, есть огромные территории, вообще не связанные с внешним миром стабильным транспортным сообщением. В прошлом году там развернулась целая кампания за сохранение поезда от Сыктывкара до Кослана, что в 250 километрах от республиканской столицы. К протестам присоединились и другие муниципалитеты — Сосногорск, Кожва и другие.

«Наш поезд, Сыктывкар — Кослан, удалось сохранить после того, как Северная железная дорога отменила свое решение. Были митинги в Сыктывкаре, в Ярославле, высказывалась идея разбить палаточный лагерь около офиса РЖД. И только после этого они пошли на компромисс», — рассказывает организатор протеста Эдгар Рзаев. По мнению активиста, все в руках людей, что доказывает его личный пример. Теперь активисты из Коми намерены добиваться отставки руководства Северной железной дороги Василия Билохи. Хотя признают, что не он принимает решения об отмене поездов — есть и вышестоящее руководство из РЖД.

Впрочем, официально уже было заявлено, что прибыли за этот год РЖД не ожидает. В июне глава компании Владимир Якунин спрогнозировал годовые убытки в районе 80 миллиардов рублей. Еще в прошлом году ОАО было прибыльным. Причина — отказ правительства от индексации тарифов. Поэтому у железнодорожников есть и своя правда. Другое дело, что можно было бы покрывать убытки за счет перераспределения средств, как и раньше.

Что скажет РЖД?

«Лента.ру» обратилась в пресс-службу РЖД с просьбой прокомментировать сложившуюся патовую ситуацию. По мнению РЖД, в ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте, регламентируемой Постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 № 384, ОАО РЖД официально прекратило свою деятельность в качестве перевозчика в пригородном сообщении на сети железных дорог. Реализация заключительного, третьего этапа реформы в период 2006-2010 годов предполагала возникновение частных пассажирских компаний, которые при наличии соответствующей лицензии должны были принять на себя обязанности по осуществлению перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

Владимир Якунин Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

В свою очередь, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям субъектов РФ был отнесен вопрос организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Помимо этого, субъекты РФ устанавливают и стоимость на проезд. В том случае, если утвержденный тариф оказывается ниже экономически обоснованного тарифа, субъект РФ обязан компенсировать разницу между себестоимостью оказанной услуги и полученной за нее платы от пассажира. Данная разница представляет собой выпадающие доходы компаний — перевозчиков, которые субъекты РФ должны возмещать из средств региональных бюджетов.

На сегодняшний день статистика такова: менее трети субъектов РФ в полном объеме компенсируют потери в доходах перевозчиков. Так, за период 2011-2013 годов общая накопленная задолженность субъектов РФ перед пригородными перевозчиками составила 31,6 миллиардов рублей. В 2014 году из 73 субъектов РФ только десять предусмотрели полную компенсацию убытков. Более 80 процентов выпадающих доходов планируют возместить лишь 12 регионов, а три субъекта РФ (Ставропольский край, Ленинградская и Вологодская области) в текущем году вообще отказываются компенсировать перевозчикам понесенные убытки.

Вот и выходит, что несогласованность в действиях региональных властей и перевозчиков приводит к тому, что проблема сокращения пригородных железнодорожных перевозок, существующая не первый год, до сих пор не решена и люди оказываются изолированы от областных центров. Ну и о социальной мобильности можно забыть.

 

Владимир Пешков

Источник: lenta.ru


Читайте также:

Добавить комментарий