Глава правительства Абхазии стал жертвой бытового беспредела, и он далеко не единственный, кому не повезло.
В субботу вечером в центре Сухума было совершено нападение на премьер-министра Абхазии Беслана Бутба. Преступление уже раскрыто, в нем нет никаких политических мотивов. Глава правительства стал жертвой бытового беспредела, и он далеко не единственный, кому не повезло.
Драка после свадьбы
Автомобиль премьера спускался после подъема по дороге, направляясь к центру города. Здесь машину подрезал внедорожник «Опель», пассажиры которого, кажется, были недовольны маневрами машины Бутба. Они вышли, несколько раз ударили Бутба, сели в свой автомобиль и даже не скрылись — просто поехали дальше.
Глава абхазского правительства, который находился в машине с семьей и без охраны, обратился за медицинской помощью и позвонил сообщить о случившемся министру внутренних дел Раулю Лолуа.
Кстати говоря, Бутба почти всегда передвигается с охраной. Даже в бытность свою оппозиционным политиком он ездил на заднем сиденье бронированного автомобиля в сопровождении водителя и охранника.
МВД объявило план «Перехват», и внедорожник, в котором находились нападавшие на премьера, был остановлен на выезде из Сухума, на посту ГАИ в селе Верхняя Эшера.
В салоне было три человека, в их числе — одна девушка. По имеющейся у нас информации, все трое — жители Пицунды, возвращались домой со свадьбы, куда были приглашены в качестве гостей. Двое молодых людей, ударивших премьера (один из них — сотрудник Таможенного комитета), находились в состоянии алкогольного опьянения. Оба задержаны.
«Разгерметизация» правового пространства
В этом инциденте не стоит искать каких-то глубин. Не исключено, что пьяные молодые люди вообще не поняли, на кого напали. Ситуация совершенно обычная, и под горячую руку беспредельщиков, как видим, может попасть кто угодно — даже одно из первых лиц страны.
За несколько дней до этого в Сухуме произошло еще одно ЧП. Сотрудники милиции остановили автомобиль для проверки документов. Но вместо этого получили драку с подъехавшей «группой поддержки» молодых людей, находившихся в автомобиле. Один сотрудник милиции оказался в больнице. Среди нападавших были люди ранее судимые, причем с не погашенными еще условными сроками. Были и такие, у кого в городе уже давно сложилась устойчивая репутация «беспредельщиков». Им удалось скрыться от преследования. Сейчас все силы правоохранительных органов брошены на поиск преступников.
Все это — не частные истории, случайно совпавшие по времени. Бытовой беспредел — результат «разгерметизации» правового пространства.
Премьера избила «система»
Политолог Нури Гезердава считает: «Этот инцидент, маркер состояния нашего общества, следствие всех тех существовавших долгое время отношений, выработанных самим обществом, без прямого участия государства. Общество, как социальный организм, само выработало систему сдерживания и противовесов. Плох этот механизм, хорош ли — показывают события, его сопровождающие.
Кому-то кажется, что такая система «права сильного» идеальна, кому-то она кажется абсурдной. Я — как и большая, надеюсь, часть нашего общества — считаю такую систему абсурдом. С другой стороны, государство так же выстроило свою систему балансов, которая существует автономно, независимо от общества. По мере своего развития системы неминуемо сталкиваются, вызывая конфликты разной степени тяжести. Что периодически и происходит на наших глазах.
Примеров куча. Самый яркий — события 27 мая, когда ставшие уже антагонистическими противоречия переросли в столкновение с «системой» власти. Если государственная система перестает работать, даже в своем автономном режиме, то «общественные регуляторы» начинают обозначать критические точки. Избиение знаковых людей, обстрелы и поджоги машин, гранаты во двор, избиение милиционеров… Теперь вот «система» избила премьер-министра страны».
Этот комментарий может быть наиболее лаконичным резюме всего происходящего в Абхазии сейчас. Единственным изменением по сравнению с минувшими годами является попытка правоохранительных органов пока тактично напомнить обществу о том, что государство — это все-таки правовое пространство. Но это вызов, по большому счету, для целого поколения, для которого жизнь по закону — это проявление слабости.
Беспредел как образ жизни
«Аруаа» («Воины») — влиятельное движение ветеранов войны — сегодня распространило заявление по поводу происходящих событий. В нем говорится о поддержке действий Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности. Далее авторы пишут: «Отдельные хулиганствующие группы, подогреваемые «криминальными авторитетами», не заинтересованы в стабильности и оказывают активное сопротивление. Пьянство и наркомания, беспредел на дорогах стали бичом нашего общества».
Насколько серьезно воспринимает происходящее политический сектор, можно понять из следующего абзаца этого заявления. «Мы, ветераны войны, обращаемся ко всему народу с просьбой поддержать действия властей и осудить хулиганское нападение на премьер-министра и сотрудников милиции при исполнении служебных обязанностей. Со своей стороны, в случае необходимости и призыва из резерва, мы готовы одеть свою форму и выйти вместе с сотрудниками правопорядка для оказания им поддержки», — заявляет «Аруаа».
Ветераны считают, что уличную «гопоту» подталкивает к «протесту» криминальный мир. Возможно, отчасти, это и так. Но в целом эта среда не структурирована, в ней нет лидеров или какого-то подобия системы. Уличный беспредел — всего лишь образ жизни тысяч молодых людей по всей стране. Люди, привыкшие ездить пьяными за рулем и бить «зарвавшихся» гаишников, воспринимают действия правоохранителей в последние месяцы как покушение на свою свободу. Это не структурированный — но, может быть, поэтому еще более опасный протест.
Антон Кривенюк
Источник: kavpolit.com