Гривна в свободном падении | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Украинская валюта продолжает находиться в состоянии свободного падения. Уже сегодня средний курс продажи доллара у спекулянтов, если ориентироваться на самую популярную у них площадку обмена minfin.com.ua, перевалил за 16 грн/доллар (то есть за год гривна «похудела» почти что вдвое). Официальный курс на межбанке вплотную приблизился к 15 грн. Между тем, в обменниках ни американской, ни европейской валюты как не было, так и нет.

Глава НБУ Валерия Гонтарева сегодня и вовсе заявила, что никакого стабильного, то есть фиксированного курса гривны уже не будет, и Нацбанк вообще отказывается как-то его регулировать. «Наша страна больше не будет жить по фиксированному курсу (доллара). Сначала был курс прыжками: 1,7, потом 5, потом 8, потом 12. Вся наша прежняя история показала, что это не приводит нашу страну ни к экономическому росту, ни к стабильности финансовой системы. Еще в апреле, когда наша страна подписывала меморандум с МВФ, мы заявили, что курсообразование у нас будет гибкое. Что было потом, вы все знаете — курс достиг 11,70. Курс стал сбалансированным. Дальше мы не собирались искусственно фиксировать курс», — заявила она в интервью телеканалу «1+1».

Но Гонтарева, говоря все это, только «притворяется» либералом. На деле же она все это время использовала те же административные рычаги влияния на финансовый рынок, за которые политики, ставшие властью, так критиковали команду Януковича. Уже в начале осени банкам довели «правильный» курс в районе 12,95 грн/доллар и приказали его удерживать. Привело это только к тому, что валюта из обменников исчезла вовсе, и не появилась до сих пор.

Гонтарева, заявляя о прекращении регулирования финансового рынка в «ручном» режиме, на деле  лишь отказывается от интервенций НБУ на межбанковском рынке. Причина — критическая нехватка золото-валютных резервов и постоянные претензии МВФ, который сейчас является системообразующим кредитором Украины. МВФ крайне нервно реагирует на то, что Нацбанк тратит резервы на поддержание курса гривны. За последние два месяца НБУ потратил на эти цели  $1,3 млрд — колоссальные по украинским меркам деньги — и при этом не добился никакого результата, а сами ЗВР достигли наименьшего за последние девять лет размера. Добавим, что введенные ограничения загнали торговлю валютой на черный рынок. Вот и все результаты нахождения на посту руководителя НБУ инвестбанкира со стажем Гонтаревой.

А вот еще одна сегодняшняя новость: Национальный банк Украины планирует ограничить наличные расчеты суммой до 1 тыс. евро. Мера явно не рыночная и направлена она на то, чтобы украинцы были вынуждены снова нести валюту в банки, которые уже почти год страдают от резкого оттока вкладов и нехватки депозитов и оборотных средств.

«Общая сумма убытков в системе финансовых учреждений в данный момент является достаточно большой. Если навести пример европейской системы, то она построена с расчетом выдерживать отток порядка 5% депозитов. В Украине ситуация намного сложнее, украинские граждане в период нескольких месяцев забрали около 110 млрд грн из банков», — говорит экономист Владислав Старинец.

Его слова подтверждает и официальная статистка: по итогам января-сентября текущего года количество убыточных банков выросло до 47-ми с 35-ти в первом полугодии.  Всего в стране 166 банков. Их сальдированный убыток по итогам девяти месяцев составил 10,641 млрд грн, в том числе у тех самых 47 убыточных – 16,825 млрд грн.

Ситуация усугубляется все новыми скандалами, которые возникают вокруг Нацбанка. Журналисты рассказывают, что НБУ активно тратит деньги на рекапитализацию банков. Больше всех предсказуемо получает «Приватбанк» Игоря Коломойского. Он крупнейший на Украине и считается слишком большим для того, чтобы государство позволило ему прекратить свое существование, поэтому от государства «Приват» уже получил 15 млрд грн. Это более 10% от суммы рефинансирования банковской системы страны (с начала года НБУ выдал 142 млрд грн). И вот все полученные на докапитализацию деньги Коломойский вывел за рубеж, используя для этого сомнительные серые схемы: кредиты от «Приватбанка» получили никому не известные заграничные фирмы, зарегистрированные в офшорах. Естественно, обвинения в том, что Гонтарева тратит государственные деньги, раздавая их своим «друзьям»-банкирам, не добавляют доверия ни к гривне, ни к украинской финансовой системе в целом.

Бывший заместитель председателя Национального банка Украины Сергей Яременко говорит, что гривна и дальше будет падать, причем достаточно быстро. Стабилизации можно ждать только в том случае, если НБУ откажется от политики свободного курсообразования, но это маловероятно, убежден эксперт. «Поскольку плавающий курс теоретически недееспособен в нашей экономике, он не имеет механизмов для фиксации на каком-то уровне, то этот процесс будет продолжаться до полного разрушения финансового сектора. Мы слышим – курс остановится на 10, потом на 12, теперь уже на 15 грн./$. Невозможно применение режима плавающего курса без соответствующих механизмов в Украине», — подчеркивает Яременко. «Финансовый рынок будет работать таким образом, что курс будет постоянно девальвировать, несмотря на состояние экономики. В то же время экономика не сможет функционировать. И вот такая обратная связь будет происходить до тех пор, пока не произойдет полный крах», — заключает эскперт.

 

Валентин Мальцев

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий