Грузинские мусульмане заговорили об ущемлении прав | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

В Грузии, в регионе Кахетии произошло очередное этническое столкновение. Причина противостояния бытовая, но по разные стороны встали грузины и кистинцы — этнические чеченцы, живущие в печально известном Панкисском ущелье. Если перевести в религиозную плоскость, то православные христиане и мусульмане. Причем, мусульмане, исповедующие не только традиционный мирный ислам, но и его агрессивные неотечения.

Еще хуже то, что сцепились не рядовые граждане, а люди, облаченные властью. Представители местно отделения правящей «Грузинской мечты», о которых говорят, что им покровительствует «очень авторитетный депутат парламента», избили одного из руководителей администрации села Халацани Панкисского ущелья. Конфликт разросся так, что во втором и третьем «раундах», пострадало еще несколько кистинцев. Для урегулирования ситуации в регион был переброшен отряд спецназа. Четыре человека арестованы, а в районной больнице с увечьями и травмами находятся, по различным данным, от 3 до 7 человек.

Конфликт, получивший широкую огласку, как говорят сведущие люди, начался оказывается несколько лет назад, когда сегодняшние противники устроили ДТП и отложили выяснение отношений «до подходящего момента». Он, видимо, наступил. Драки в регионе Кахети, известном как «винная колыбель Грузии», конечно, и так случаются. И что люди из власти наступают друг другу на мозоль — тоже не из разряда невиданного. То, что произошло разделение по религиозному признаку — неприятно, по меркам сегодняшних реалий даже опасно, но тоже преодолимо. Но то, что конфликты, где в той или иной степени задействован религиозный фактор, в Грузии участились, это может оказаться катастрофическим для страны, где проживает не меньше 200 тыс. приверженцев ислама. А они (конфликты) порой носят вопиющий характер.

Меньше месяца назад серьезные беспорядки произошли в селе Мохе Адигенского района на юге Грузии. В результате более 10 человек было задержано, еще столько же помещено в больницу. Тогда местные мусульмане чересчур активно опротестовали решение светских властей устроить в аварийном здании в центре селения библиотеку, объявив его своим. Симпатии христианской части жителей района оказались на стороне властей.

Адигенский район не первый раз становится местом столкновения с религиозным подтекстом. Незадолго до упомянутых событий в селении Чела по решению светских властей был демонтирован сборный минарет. Власти решили, что он был ввезен в Грузию из Турции без уплаты таможенных пошлин. Демонтаж минарета вызвал взрыв ярости мусульман всего региона.

Адигенский — второй по величине из шести районов региона Самцхе-Джавахети. С юга он граничит с мусульманской Турцией, а с запада — с Аджарской Автономной Республикой, где треть населения также исповедует ислам. Регион Самцхе-Джавахети проблемный, экономически депрессивный. Сложностей добавляет то, что три из шести районов региона компактно заселены армянами. Есть они и в трех других. Именно сюда, согласно международным обязательствам Грузии, должна вернуться часть турков-месхетинцев, депортированных в годы Великой Отечественной войны. О турецко-армянских отношениях, наверное, рассказывать не стоит — они общеизвестны. И вот к существующим проблемам добавилась уверенность местных мусульман в том, что их права ущемляются. По правде, действия властей в селении Чела действительно как-то рационально не объяснить. Ну, сколько денег мог не досчитаться бюджет от неуплаченной пошлины за ввоз минарета? Точную цифру назвать трудно, но с учетом либерального фискального законодательства Грузии, это явно не та сумма, из-за которой стоило бы «искать» проблем на религиозной почве. Акции мусульман района приняли систематический характер. Заволновались мусульмане соседней Аджарии, готовые «прийти на помощь» адигенцам. Недовольство стало слышаться из Турции. Власти в итоге отступили и вернули минарет. При этом мусульмане не просто добились своего, а пришли к пониманию: консолидированный протест бывает результативным.

Поэтому когда волнения с их участием вспыхнули в другом селении — Мохе, то удивления это почти не вызвало никакого. Теперь недовольство мусульман спровоцировало решение властей устроить в заброшенном аварийном здании торговый центр. По другой версии — библиотеку. Они объявили себя владельцами заброшенного здания на том основании, что в нем когда-то располагалась мечеть. В результате, как отмечалось выше, вспыхнули беспорядки, были пострадавшие и арестованные. Но власти опять отступили — вопросом здания занялся суд. Зато мусульмане Мохе отступать не намерены — если суд вынесет решение не в их пользу, протестов не миновать. Между тем история здания проста.

На его месте когда-то располагалась церковь, уничтоженная турками во время очередного захвата Самцхе-Джавахети. Из церковных руин впоследствии было устроено культовое сооружение для мусульман. При советской власти его сравняли с землей и построили Дом культуры, который со временем пришел в упадок. Собственно из-за него и весь сегодняшний сыр-бор.

Некоторые эксперты по вопросам безопасности считают, что к участившимся конфликтам с религиозной составляющей, вроде и не связанным между собой, следует относиться в высшей степени осторожно. События последних лет показали, что мусульманский мир трудно прогнозируем со стороны. Конфликты в Адигенском районе имеют свою подоплеку каждый, в Кахети — свою, но они могут оказаться звеньями одного плана по дестабилизации ситуации в стране. А как показывает практика, дестабилизация на религиозной основе несет самые тяжелые последствия. В этом свете нелишне вспомнить недавние «информационные провокации», когда в YouTube анонимами размещались видеоклипы, направленные на разжигание ненависти мусульманского мира к древнехристианской Грузии.

Показательно в этом ряду и видеообращение боевика, воюющего за «Исламское государство», Омара Аль-Шишани (Батирашвили). Уроженец Панкисского ущелья пригрозил вернуться домой и «навести порядок» вначале у себя на родине, где ущемляют мусульман, а потом и в России, уничтожающей единоверцев на Северном Кавказе. Аль-Шишани — не единственный мусульманин из Грузии, участвующий в войне на Востоке. По некоторым данным, их может быть 100 и больше человек. Это не та сила, которая может принести большие неприятности, но локальные беспокойства — вполне.

Руководитель Южнокавказского института региональной безопасности Александр Русецкий считает, что межконфессиональная обстановка в Грузии в целом ухудшилась. «Для сохранения равновесия светским властям следует сохранять холодную голову, а духовным лидерам избегать конфронтации, напоминая пастве о любви и терпимости — фундаментальных основах любой религии», — сказал он корр. «Нового Восточного Обозрения».

Юрий Симонян

Источник: ru.journal-neo.org


Читайте также:

Добавить комментарий