Или пиво в кустах? | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Интересный диалог попался мне несколько дней назад. Один родитель пожаловался на Фейсбуке (или в Фейсбуке? Как у нас сейчас политически корректно?), что его сына на уроке основ православной культуры учат правильно целовать руку батюшке. В ответ один из тех, кто, наверное, уже научился всё целовать правильно, возразил: «А что пиво в кустах пить лучше?».

Не знаю, как там у них дальше развивалась эта дискуссия о том, что лучше – чтобы наши дети умели правильно целовать руку батюшкам или, чтобы они, наоборот, пили в кустах пиво – но меня это рядоположение заставило задуматься: а, в самом деле, что лучше: руку целовать или пиво в кустах?

К чему ведет пиво в кустах? К алкоголизму? Ну, это крайне редко. Мы с одноклассниками лет 40-45 назад не то, что пиво – сорокоградусный вьетнамский лимонный ликер в кустах рядом с нашей интеллигентской Второй школой пили из бумажных кульков (из горла не хватало квалификации) – и ничего, обошлось без алкоголизма: двое из собутыльников, насколько мне известно, стали физиками – докторами наук, остальные тоже не подзаборники и цирозом не страдают.

Бывает ли по-другому? Бывает. Но редко. В Грузии дети пьют вино едва ли не с детского сада. Алкоголиков-грузин я  не встречал.

Так что минусы сомнительны. А плюсы? А плюсы некоторые есть. Такой, «пивной» стиль поведения воспитывает самостоятельность, активность и свидетельствует о незадавленном желании приобщиться к взрослой жизни.

Я не пропагандирую употребление алкоголя подростками. Просто призываю относиться к этому без телезомбированности. Не одно поколение выросло во времена, когда государства мало заботились борьбой с алкоголем и табаком. И не знали они наших проблем – ни медицинских, ни наркологических.

Есть ли вред от алкоголя и табака? Есть. Но по сравнению с другими вредными факторами в нашей жизни, этот вред, говоря аккуратно, сильно преувеличен. Сравнивая ущерб от алкоголя с ущербом от телевизора, или от пищевых добавок, или от качества питьевой воды, или от состояния атмосферы в крупных городах, или от участия в локальных войнах, легко видеть, что мы пытаемся спрятаться под зонтиком от чуть капающего дождика, стоя по горло в болоте.

Теперь рассмотрим результаты правильного обучения целованию руки. К чему ведет такое обучение?

Прежде всего, к проблемам с самоуважением, с формированием чувства собственного достоинства. Как следствие – к проблемам с уважением других людей. Человек, не уважающий себя, не может уважать другого человека.

К чему еще ведет? К формированию ложных ориентиров: ребенку внушают, что люди, далеко не самые высокие ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в каком бы то ни было ином отношении, – это самые лучшие люди, а их мнения – самые правильные мнения. Что это за мнения? Например, что очень-очень большой человек несколько тысяч лет назад создал Вселенную. А одновременно – и человека. Или – что интересы нашего государства (естественно так, как их понимают церковные и светские власти) – превыше всего, включая даже и Воли Бога. А точнее – что Бог только того и хочет, чего хотят начальники на Земле. Ну, и так далее – набор этих мнений известен. Для современного человека и для современного общества он разрушителен. Потому что отчасти останавливает развитие человека, а отчасти его очень сильно деформирует.

В общем, если бы альтернатив было бы только две – руки целовать или пиво пить – я бы выбрал бы не первую.

Но в реальности-то ведь такого выбора нет. Это ведь самое обычное лукавство такой выбор навязывать. Есть ведь и бесчисленное множество других способов строить воспитательный процесс. Например, заменить целование руки множеством кружков и факультативов. Среди которых может быть и факультатив по истории религии. И даже факультатив по изучению Библии. (Хотя, конечно, не для четвероклассников, у которых критическое мышление еще не начало формироваться – а вы как думаете, почему именно их, а не вечно во всем сомневающихся девятиклассников, выбрали для этого педагогического эксперимента?)

Но кому в нашей стране нужны образованные и критические? Нужны-то как раз совсем другие. Доверчивые, легковерные и чтущие власти.

Во всяком случае, им так кажется – что с такими, с обученными правильно 

Александр Зеличенко

Источник: echo.msk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий