Инстинкт самосохранения как движущая силы Верховной рады | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Миссия нового парламента Украины — начать кардинальные изменения в стране. Если этого не произойдет, ее ждут новые выборы, считает Сергей Руденко в специальном комментарии для DW.

27 ноября на первое заседание соберется новый состав Верховной рады. Впервые за историю независимости Украины в нем не представлена партия коммунистов. Нет в нем и крайне правой партии «Свобода». Но там будут герои «Евромайдана», журналисты, комбаты, бывшие приближенные Януковича и нынешние соратники Порошенко.

От них ждут многого: разрушения существующей коррупционной системы управления, прекращения войны в Донбассе и качественных изменений в стране. Не случись этого, досрочных выборов и президента, и парламента не избежать уже в 2015 году.

Два главные задачи Верховной рады

У каждого состава парламента независимой Украины была своя миссия. В 1991-м — объявить независимость, в 1996-м — принять конституцию, в 2014-ом — отстранить от должности президента Януковича. Новая Рада, как и в целом украинская власть, оказалась перед двумя вызовами: определиться в отношениях с Россией и, если не искоренить, то на деле, а не на словах взяться за борьбу с коррупцией.

Агрессивная политика Кремля давно уже требует адекватного и оперативного реагирования со стороны народных избранников. Война на востоке страны и аннексия Крыма требуют существенной коррекции внешней политики Украины. Ее, по конституции, определяет Верховная рада. Со времени начала войны в Донбассе концепция внешней политики, как и концепция национальной безопасности и обороны, не менялись. Ни шага пока не сделано в сторону НАТО. Не определена политика по отношению к России. Дальнейшее затягивание рассмотрения этих вопросов в Раде губительны для украинского государства.

Коррупция внутри Украины — другой опасный и разрушительный фактор. «Откаты», «схемы», «отжимы», «котлеты» (взятки) контролирующим органам — все это еще реальность в стране. Все это тормозит проведение экономических реформ. Коррупция отпугивает иностранных инвесторов и является одним из препятствий на пути получению финансовой помощи Запада.

Может ли новый парламент решить эти две задачи? Не просто может. Обязан! Для этого у Верховной рады есть все: инструменты для законодательного урегулирования этих вопросов и контроль за их исполнением.

Порошенко vs Яценюк

Противостояние президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка — главная интрига в новой Раде. Очевидно, что конфликта им не избежать. Косвенное свидетельство — затяжные коалиционные переговоры, согласование принципов построения коалиции, демонстрация главой государства и руководителем правительства кадровых амбиций.

Президент Порошенко никогда не скрывал, что хочет получить контрольный пакет акций в Верховной раде. После ошеломляющего результата на досрочных выборах главы государства (победа в первом туре с 54,7%) Порошенко хотел закрепить свой успех на выборах в парламент. Эта миссия была возложена на созданную под голосование партию «Блок Петра Порошенко».

Но, несмотря на все прогнозы, партия президента в общегосударственном избирательном округе уступила «Народному фронту» премьер-министра Арсения Яценюка. А это означает, что Порошенко вынужден делить власть, как минимум, на двоих. Хотя, дай волю, он хотел бы видеть своих людей во главе и правительства, и парламента, например, вице-премьера Владимира Гройсмана или руководителя своего блока, бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко.

Яценюк и его команда к политическим торгам готовы. Но на своих условиях. Порошенко есть что терять — власть, Яценюку есть к чему стремиться — к президентскому креслу. Кто-то говорит, что не время сейчас делить портфели и полномочия — в стране идет война. Да, идет. Но дележ сфер влияния никто ведь не отменял. Вопрос лишь в том, хватит ли мудрости Яценюку и Порошенко не повторить ошибок Тимошенко и Ющенко, совершенных ими в 2005-м году.

«Тонизирующие силы» и «патроны» в новой Раде

Атмосферу в новом парламенте будут создавать две силы. Первая — командиры батальонов, воюющих в Донбассе, общественные деятели, герои «Евромайдана» и журналисты. Вторая — так называемые держатели акций обновленной Верховной рады: Петр Порошенко, крупные предприниматели Дмитрий Фирташ, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и Сергей Левочкин.

Одним отведена роль суровых, но справедливых контролеров за коллегами. Можно бесконечно ерничать в соцсетях по поводу первых неуклюжих шагов в политике журналиста Мустафы Найема, комбата Семена Семенченко, активистки Светланы Залищук и майдановского козака Михаила Гаврилюка. Но именно от их настойчивости и принципиальности — без преувеличения — зависит будущее и этого состава Верховной рады, и украинского государства.

Среди «акционеров» Рады только двое — Петр Порошенко и Сергей Левочкин — публично обозначили свое влияние на новый состав парламента. Президент привел в него депутатов под брендом своего блока, а экс-глава канцелярии Януковича Левочкин, которого считают еще и куратором Радикальной партии, пришел в Раду по списку «Оппозиционного блока». Впрочем, украинские аналитики убеждены в причастности к основным политическим проектам олигархов Коломойского, сотрудничающего с проевропейскими партиями, и Фирташа, поддерживающего их оппонентов.

Как бы там ни было, но и у первой, и у второй, как, впрочем, и в остальных группах влияния в Раде достаточно сильно развит инстинкт самосохранения. Именно он, а еще страх перед новым Майданом — те движущие силы, которые будут подталкивать депутатов к реформам. Иного пути у нынешнего парламента просто нет.

Сергей Руденко

Источник: dw.de


Читайте также:

Добавить комментарий