Как жители Кавказа становятся садоводами | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Во время своего визита в Нальчик 5 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал на заседании правительственной комиссии планы федеральных властей — дополнительно разбить на территории Северного Кавказа сады площадью 26 тысяч гектаров. Речь, по-видимому, идет о масштабных проектах насаждений в СКФО с привлечением крупных инвесторов и бюджетных средств в рамках программы импортозамещения.

Между тем, тенденции последних лет свидетельствуют о том, что местные жители занимаются расширением садовых площадей и без указки сверху. «Кавказская политика» выяснила, что выращивают на Кавказе, кто сейчас занимается садоводством на местах и с какими проблемами им приходится сталкиваться.

В качестве эксперимента

В России на протяжении многих лет объем производства ягод и фруктов отстает от потребления. Недостаток традиционно завозится из-за рубежа. Так образуется стабильный денежный поток, который дает работу иностранным гражданам и фирмам. Перенаправить его внутрь страны, к ее южным регионам — вот смысл сложного слова «импортозамещение».

Все условия для реализации таких планов имеются. Объективно, климатические условия Северного Кавказа способствуют развитию сельского хозяйства и, в частности, садоводства. Здесь могут расти яблоки, груши, виноград, грецкие орехи и многие другие плодовые деревья. Местные жители такими возможностями не пренебрегают.

Например, житель предгорья Василий решил разбить сад прямо на участке возле дома. В качестве эксперимента он посадил разные сорта персика, морозоустойчивую хурму сорта «Россиянка» и кизил. «По шесть деревьев каждого», — хвастается он, показывая свое хозяйство. Саженцы брал в специальном питомнике: кизил по 250 рублей, персик по 200 рублей, «Россиянка» на диком подвое по 300 рублей.

Все деревца прижились, но хурма плохо перезимовала, вымерзла. «Весной из корня дала росток, посмотрим, как дальше будет, климат здесь для нее не очень подходящий. Это дикая, кавказская хурма дала рост, если она выживет — привью потом на нее культурные сорта», — делится планами садовод-любитель.

У его соседей действительно хурма никогда не росла, потому Василий в этом деле — первопроходец. Зато на черноморском побережье и в южном Дагестане хурма растет как и на частных подворьях, и на специально выделенных территориях. В районе Дербента в 2000-х годах высадили первый экспериментальный промышленный сад — и эксперимент удался. Но потенциал выращивания хурмовых садов в субтропических зонах явно не использован до конца.

С персиком у Василия таких проблем не возникло. «Все нормально, растет», — показывает он на деревца с опавшими листьями. Та же история — с кизилом. «А куда урожай собираетесь девать?» — допытываюсь я. Хозяин по этому поводу особо не переживает: «Персик сами съедим, а если останется, раздарим друзьям или продадим на местном рынке. С кизила хорошее варенье получается, компоты. Если большой урожай будет, его тоже можно продавать, ведро сортового кизила 600 рублей стоит. Его тут и в лесах полно, но он мельче раза в два».

Основной упор Василий сделал все-таки на фундук — высадил целых 60 кустов. «Два сорта взял, черкесский и римский, чтобы опыляли друг друга», — объясняет он. Часть не прижилась, но процентов 85 выжили и пошли в рост. «Он отводками размножается, можно будет их отделять и увеличивать сад, если дело пойдет», — строит планы садовод.

После разговора о деталях приходим к выводу, что, если не будет форс-мажора, дело действительно должно пойти в гору. В ЮФО средняя цена на фундук в скорлупе в этом году колеблется от 200 до 300 рублей за килограмм, урожайность с куста — около 5 кг, доход можно посчитать самим.

Соседи не поддерживают Василия в его стремлении работать на далекую перспективу. «Говорят, долго ждать, пока оно вырастет. Мол, деньги на много лет закапываю в землю, а результат будет неизвестно когда. Хотел в складчину выкупить косогор, там все равно ничего, кроме травы и диких кустов, не растет. Но никто не соглашается, боятся», — объясняет местный экспериментатор.

Хотя опыт возделывания крупных частных садов здесь уже имеется. Помимо старых колхозных насаждений, которыми никто не занимается, закладываются и новые, современные. Находятся и люди, сумевшие превратить садоводство в доходный бизнес.

Яблоки всегда в цене

У одного из них — Сергея — в собственности яблочный сад, высаженный не так давно с нуля. «Там только проверенные сорта, такие, как «Топаз». Проводим регулярную обрезку деревьев, чтобы собирать было удобно, — говорит хозяин сада. — Вывозим на рынок, продаем. Стоим на одном месте не один год, люди привыкли, нас знают, сорта знают, раскупают быстро».

В сезон Сергей старается не торговать, цена резко падает. Да и кроме того забот хватает. Урожай собирают и хранят в специальных помещениях. В хранилище яблоки аккуратно разложены, соблюдается нужный для сохранения товарного вида температурный режим.

Торгует Сергей прямо с колес, на рынке он становится на свое место и открывает задние двери фургона, где урожай заранее разложен по сортам и ценам. Долго здесь он не задерживается, спрос на его продукцию превышает предложение, потому ящики быстро пустеют.

Некоторые покупатели просят продать саженцы понравившихся сортов. Не отказывать же людям! И Сергей параллельно организовал мини-питомник у себя в саду. Теперь торгует и деревцами, по 150 рублей за штуку.

Секрет его успеха — не только во вкусовых качествах яблок, но и в стабильности, предсказуемости, добросовестности работы. Где еще можно встретить продавца, который поедет выкапывать не понравившийся клиенту саженец на следующий год после покупки и бесплатно посадит на его место другой?

Сергей — садовод-профессионал, любит свое дело, чем и подкупает окружающих. Но выращивать и продавать плоды, оказывается, далеко не предел для увлеченного человека.

От сада к цеху

Игорь Иванович в своем саду выращивает, на первый взгляд, совсем не ходовой товар — черноплодную рябину, шиповник, облепиху, боярышник, малину, смородину, калину и многие другие деревья и кустарники. Секрет такого выбора прост. Собранный урожай попадает в специальный цех для переработки, где из него делают оригинальный чай и разнообразное варенье.

Со сбытом сложностей не возникает, Игорь Иванович наладил оптовые поставки своей продукции в Москву, где ее перепродают. Проблема, скорее, в недостатке ягод: покупатели заказывают больше, чем цех может произвести из собранных плодов. Иногда даже приходится закупать сырье на стороне. Например, недавно запустили производство варенья из фейхоа.

Мы проходим в здание и заглядываем в почтовый ящик. Игорь Иванович достает оттуда кучу писем и бланков. «Это из Пенсионного фонда, это из налоговой, это из суда», — перечисляет он, перебирая конверты.

Цех работает полностью легально, это принципиальная позиция его хозяина: «Взяток не плачу, все делаем по закону». Несмотря на это, у Игоря Ивановича, по его словам, часто возникают проблемы с контролирующими органами. «Бумажной волокиты море, постоянно разные инстанции подают на меня в суд, выписывают штрафы. Недавно в налоговую пришел какой-то стажер и поднял документы за пять лет — написал, что я должен государству полмиллиона рублей» — жалуется хозяин цеха.

«Я-то доказал свою правоту, у меня все бумаги хранятся, но все это — время, силы, да и я уже не молодой, устаю от этого всего. На работу времени почти не остается», — продолжает Игорь Иванович.

Стабильность — лучший стимулятор

Пообщавшись с разными людьми, можно сделать вывод, что главное препятствие в занятии садоводством — это долгая окупаемость проекта в сравнении с другими аграрными отраслями.

Сад начинает плодоносить в среднем на третий-четвертый год, тогда же появляются и первые финансовые потоки. До этого момента нужно только вкладывать силы и средства. Это дольше, чем занятие растениеводством, где «производственный цикл» завершается за полгода, и даже животноводством, где результаты можно увидеть уже через год.

Мифом является и то, что садом можно не заниматься, главное — посадить дерево, а потом только вовремя снимать плоды. Своевременный полив, обрезка деревьев, лечение от вредителей, удобрение и многое другое — неотъемлемая частью работы в саду, без которой просто нет смысла им заниматься, так как это не принесет желаемого результата. Успеха достигают только те садоводы, которые любят свое дело и готовы ждать.

Николай Кучеров

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий