Кого прогнать, кого позвать, кому остаться? | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

За восемь месяцев 2014 года из РФ эмигрировало более 200 тысяч человек. За тот же период 2013 года нашу страну покинуло 120 тысяч человек. Как в песне Константина Никольского: «То ли птицы летят перелётные, То ли крысы бегут с корабля». И пусть не радуются те, кто остается на корабле, с которого уже сбежали крысы…

А если взглянуть на этот вопрос серьезно и со всей экономической циничностью и прямотой? В этом случае оголяется очень неприглядный факт: спрос на человеческий капитал в России лежит где-то ниже плинтуса. Спрос на нефть, металлы, древесину есть и зашкаливает, а на людей, на простые человеческие единицы — отсутствует.

Между тем, человеческий капитал — это не нефтяное месторождение, экономическую отдачу от которого можно просчитать на 30 лет вперед. Гениев, имена которых остаются в веках и чьи достижения составляют историю и славу страны («уберите 100 человек из истории Франции — и Франции не будет», Луи Пастер), «производят» вполне себе рядовые ничем особо не примечательные граждане. И при этом еще национальное происхождение национальных же героев может иметь самые причудливые корни, низвергающие до абсурда формулы типа «Россия для русских».

Возможно, из многих сотен тысяч уехавших за последние годы из России людей не так много «признанных гениев» (впрочем, среди оставшихся в процентном соотношении их тоже, как минимум, не больше). Но ведь ни Сикорский, ни Зворыкин, когда покидали Россию, тоже еще не были «признанными гениями» и своими главными достижениями прославили уже «чужую» страну. Хотя насколько та страна «чужая», если она дала им возможность реализовать свои таланты в то время, когда от «родной» страны им вполне могла достаться пуля в затылок?

А сколько таких сикорских и зворыкиных увозится сегодня в детсадовском и школьном возрасте? А сколько родится уже под чужими иностранными фамилиями?

И утекает этот поистине бесценный ресурс не в никуда, а во вполне определенные страны, в которых есть спрос именно на этот ресурс. Посмотрите на работу визовых служб США: что нужно, чтобы человеку дали въездную временную визу в США? Доказать, что он там не останется и вернется на родину. Что нужно, чтобы дали вид на постоянное жительство? Доказать, что он будет полезен американской экономике. Почему это так? Потому, что предложение человеческого ресурса в стране США превышает спрос и есть возможность выбирать наиболее «стоящие» варианты.

И кто бы что ни говорил, но современное лидерство США базируется именно на этом: четкой государственной политике, поощряющей приезд в страну «высококачественных человеческих ресурсов», более того, — это практически главная национальная идея — «мы страна возможностей, добро пожаловать к нам».

Россия не просто лишается «человеческого капитала», она обогащает им другие страны, еще больше меняя баланс сил на чаше мировой экономики не в свою пользу. Это мы так воюем с Западом? Поставляем «врагу» новую «живую силу» и продаем топливо, чтобы им было на чем работать и чем «воевать»?

Но самое страшное заключается в том, что в России не просто низкий спрос на «человеческие ресурсы», в России, можно сказать, отрицательный спрос на «качественные человеческие ресурсы», способные мыслить независимо, критически. На войне такие — не нужны.

А уже ровно век Россия живет в перманентной войне. Как ввязалась в первую мировую, так из нее и не вышла. Первая мировая перетекла в гражданскую, гражданская в классовую, классовая в Великую Отечественную, Великая Отечественная — в холодную, холодная перешла в саморазрушительную войну с собственным прошлым, теперь Россия докатилась до очередной братоубийственной войны, где славяне убивают славян, но виноват в этом Запад, с которым Россия и воюет, убивая славян.

Может быть, на непрекращающийся уже 100 лет эмиграционный поток из России пора взглянуть по-другому? Это реакция самосохранения русской нации и русской земли, на непрекращающуюся войну собственного государства с собственным народом? И внешние агрессоры не отменяют «национальной» политики государства: «бабы еще нарожают» и «бей своих, чтобы чужие боялись»?

В этом случае ответ на вопрос, «что делать», становится совершенно очевидным: перестать воевать, заняться мирными делами и попытаться вернуть всех, кто уехал, устраняя все те причины, по которым люди уезжали, создавая благоприятные условия для жизни всех, кто готов связать свою жизнь с русской землей, а не свои доходы с текущей властью.

Когда в доме ждут гостей, в нем наводят порядок, делают все, чтобы гости хотели прийти и потом еще вернуться. Все очень быстро встанет на свои места, если перед российской экономикой поставить такую простую и вполне решаемую задачу: сделать и делать то, что будет стимулировать людей приезжать-возвращаться.

Олимпийские объекты в Сочи, возвращаться не заставят. Возможность построить дом по конкурентной цене, в безопасном для жизни месте, с работой для жены и хорошей школой для детей — заставят. Бесплатной квартирой, низкой налоговой ставкой, лобызаниями сильных мира сего можно заставить приехать одного, пускай и очень знаменитого, но абсолютно бесполезного для России француза. Для того, чтобы приехали сотни тысяч и миллионы простых, но крайне нужных и полезных для России людей, не обязательно русских по национальности, — нужна благоприятная атмосфера в экономике, культуре, политике, чтобы самолеты не сталкивались со снегоуборочными машинами, чтобы суды и полиция защищали интересы граждан, а не вышестоящих инстанций, чтобы в протестах граждан власть видела реакцию на собственные действия, а не внешний заговор. И главное, нужно, чтобы люди видели перспективу на 20-30-50 лет для себя и своих детей.

Я не знаю, что и когда должно произойти в России, чтобы начался обратный процесс возвращения не до конца истребленного за 100 лет беспрерывной войны с собственным народом генофонда на родную почву, но это именно то, с чем можно связывать будущее России.

У России пока еще остается это единственное и главное конкурентное преимущество в мире — не просто талантливые люди, «высококачественные человеческие ресурсы», но теснейшая, неразрываемая годами и расстояниями связь с землей предков, которая очень многих уехавших «не отпускает», в отличие от «государства», на этой земле окопавшегося.

Лео Воронин

Источник: echo.msk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий