Лукашенко правительство попинал, но вряд ли разгонит | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Белорусский президент снова ставит спектакль про строгого справедливого царя и бояр-разгильдяев. На экономическом совещании 11 ноября в Минске Александр Лукашенко раздраконил правительство за стратегические просчеты. При том что стратег во власти у нас по определению один.

Остальные, независимо от должностей — лишь механические исполнители верховной воли, априори виноватые в провалах.

Чиновники — не такие уж «совки» и «консервы»

В частности, стратегическим просчетом правительства Лукашенко назвал провал модернизации в деревообработке, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве строительных материалов.

Да, но этот процесс уже не первый год курирует лично президент: ездит по предприятиям, щедро раздает нагоняи (что выливается и в уголовные дела), пишет драконовские указы (типа введения «крепостного права» в деревообработке). Получается, вся эта титаническая активность первого лица государства имеет близкий к нулю КПД?

Классический пример белорусского верховного волюнтаризма: четыре года назад президент заставил правительство переписать прогноз на 2012 год, заложив рост ВВП не полтора процента, а 5,5%. Мол, оптимистичнее надо. По итогам года ВВП, однако, вырос ровно на 1,5%.

Естественно, никто ничего не саботировал (попробуй только, наручники наготове), просто невозможно было прыгнуть выше пояса (да и зачем тот ВВП ради ВВП?). И в правительстве прекрасно это понимали изначально. Так кто тогда стратегически сел в лужу?

Сейчас, правда, Лукашенко, критикуя Совмин за залежи на складах, заметил, что не заставлял «гнать объемы. Главное — продажи и доходы от этих продаж».

Формально правильно, но почему белорусский товар не продается, хотя толкачами сделали уже даже своих дипломатов по всему миру? Да потому прежде всего, что падает конкурентоспособность, а ее не поднять без реформ.

К слову, недавнее исследование BISS в рамках проекта «Рефорум» показало парадоксальные вещи. Оказывается, белорусские чиновники, вопреки клишированному имиджу совков и застабилов, в большинстве своем поддерживают необходимость реформ. И ощущают эту необходимость сильнее, чем население в целом.

Так, на вопрос, нужны ли в Беларуси реформы, ровно половина опрошенных чиновников ответили «да» и еще 36% — «скорее да». Да с таким настроем горы можно свернуть! Но не тут-то было.

Правительство, будь оно самым что ни на есть прогрессивным, не может начать преобразования без отмашки с самой верхотуры белорусской персоналистской системы. Но реформы, даже сугубо экономические, угрожают устоям этой системы. В общем, замкнутый круг.

600 долларов на нос — потолок белорусской модели?

Впрочем, у сильного всегда бессильный виноват. Сейчас руководитель государства вновь оседлал тему Всебелорусского народного собрания.

«Прошу не забывать, что 2015 год завершает текущее пятилетие. И нам с вами на ближайшем Всебелорусском собрании предстоит отчитаться перед народом за пять лет, откровенно сказать обществу, что обещали и что сделали», — напомнил Лукашенко.

При том что здесь употреблено скромное «мы», неизменным главным героем периодического сакрального действа с раздачей обещаний на следующую пятилетку является сами знаете кто. Чиновники лишь вписывают в доклад красивые цифры, которые должны выгодно обрисовать действующего руководителя страны перед очередными выборами.

И уже теперь можно сказать, что красивая цифра в тысячу долларов средней зарплаты, обещанная на 2015 год, будет с треском провалена.

Это прекрасно понимает и сам президент. После финансового коллапса 2011 года он все же больше прислушивается к предостережениям Нацбанка и Совмина, что нагонять зарплаты именем революции нельзя, иначе снова все накроется медным тазом.

После обвала-2011 среднюю зарплату с грехом пополам довели до 600 долларов в эквиваленте. То есть, по сути, лишь кое-как восполнили народу потери от прежней авантюрной игры правящих верхов с финансами.

Хотя восполнили весьма условно: ценник-то — даже в пересчете на доллары — за эти годы рванул ого-го! В последние месяцы в реальном исчислении показатель средней зарплаты стал снова сдуваться.

В общем, похоже, что «каждому-по-шестьсот» — это потолок для белорусской экономики в ее нынешнем состоянии. Да и то при условии, что Москва не уменьшит подпитку. А это не факт.

Крым таки аукнулся российской экономике, и чем дальше, тем ей будет больнее. Растратив изрядную долю ЗВР, тамошние власти вынуждены отпустить в свободное плавание и так уже потерявший относительно доллара около 40% с начала года российский рубль.

Стремительная же его девальвация означает, что несут потери наши экспортеры, ориентированные на рынок восточной соседки. Фактически это форс-мажор.

Но Лукашенко на совещании 11 ноября с самого начала разоружил подчиненных: «Сразу замечу, что оправдания, ссылки на неблагоприятные внешние факторы как «капризы погоды» не принимаются. Они всегда были и будут. И, кстати, мы планировали свою работу в этом году, учитывая эти неблагоприятные условия. Нам надо работать в любых условиях и достигать результатов, оперативно реагировать на изменения конъюнктуры и принимать решения незамедлительно».

Ну уж чего-чего, а аннексии Крыма, войны на Донбассе и западных санкций против Путина белорусский Совмин наверняка не планировал. Да разве возразишь!

Расплата за евразийскую интеграцию

Президент «в последнее время снова пробует дистанцироваться от правительства», отметил Валерий Карбалевич, эксперт минского аналитического центра «Стратегия», комментируя для Naviny.by экономическое совещание 11 ноября.

По словам аналитика, мотивация главы государства понятна — «иметь козлов отпущения». И на часть электората традиционный спектакль, по мнению Карбалевича, по-прежнему производит впечатление.

Вместе с тем, полагает собеседник Naviny.by, Лукашенко вряд ли станет менять премьера Михаила Мясниковича и его правительство до президентских выборов 2015 года.

Такое решение повлекло бы больше минусов, чем плюсов. В частности, население могло бы встревожиться насчет судьбы своих вкладов, отмечает политолог.

Впрочем, он обращает внимание на то, что «стала валиться российская экономика» — и это может потребовать от руководства Беларуси чрезвычайных шагов.

Действительно, Кремль, ввязавшись в долгоиграющий конфликт с Западом, волочит за собой к пропасти и Беларусь.

Хотя, если разобраться, это расплата белорусов сначала за «славянскую», а теперь уже за евразийскую интеграцию. За желание правящей элиты (которому, заметим ради справедливости, обыватель особо не противился) сосать московскую соску, не думая о дискомфортной перестройке советской в основе своей экономики и преобразованиях вообще.

Источник: zautra.by


Читайте также:

Добавить комментарий