Майдан 2.0 — не последняя революция? | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

На этой неделе Украина отмечает годовщину начала украинской «революции достоинства» — второго Майдана. По мнению властей страны, она уже стала историей, по поводу чего на днях президент Порошенко даже учредил государственный праздник. Поэтому самое время подвести итоги. Промежуточные. Ведь на самом деле процесс трансформации страны только вступил в начальную стадию. Чем она завершится, точно не может сказать никто — все политики и политологи гадают на кофейной гуще. При этом — не все уже помнят, с чего, собственно, все началось.

Официальная версия новых украинских революционных властей и их европейских и американских вдохновителей — отказ бывшего президента Украины Виктора Януковича подписать договор об ассоциации с Евросоюзом об интеграции Украины в евроструктуры. Однако последующие события дезавуировали ее.

На самом деле, как оказалось, причин для перерастания сначала слабого мирного противостояния в горячую гражданскую войну оказалось слишком много для того, чтобы ее избежать. Главные: вопиющая социальная несправедливость — огромная поляризация доходов и уровня жизни населения. Раковая опухоль — коррупция, пронизывающая все общество — суды, прокуратуру, местные власти в лице многих «мэров, пэров» и прочих господ, по известному выражению мятежного российского генерала Макашова, сказанному во время гражданской войны в центре Москвы в 1993 году. Тогда, все помнят, выиграл Ельцин. Но ему для этого пришлось расстрелять российский парламент, как раз и ставший центром сопротивления проведению либеральных реформ.

Нет, не украинским Ельциным и не Сальвадором Альенде оказался слабый, необразованный и алчный миллиардер Виктор Янукович. У него не хватило ни духу, ни верных ему людей, готовых стрелять в своих соотечественников. А главное — народной поддержки. (Донбасс «восстал» и заявил об отделении уже после его позорного бегства.) Кроме того, мировое сообщество поддержало Ельцина, тогда как президент Украины в похожей революционной ситуации стал для него изгоем.

История последней украинской революции ждет своих беспристрастных исследователей. Немногим не только на Западе, но и на самой Украине, еще и сейчас непонятно, что вовсе не мирный Майдан, куда вечером и в выходные дни приходили в прошлом ноябре киевляне, зачастую, чтобы послушать со сцены живьем Вакарчука или Руслану, — являлся ее основной движущей силой.

Недовольство масс умело использовала и направила в нужное ей русло группа радикально-воинствующей, в основном, западноукраинской молодежи из моментально возникнувшего движения «Правый сектор» (признанного позднее в России экстремистской организацией). Напомню, сердцевиной его стали националистические организации «Тризуб» имени Степана Бандеры, УНА-УНСО, «Белый молот» и «Патриот Украины». К ним примкнули сотни людей из разных регионов Украины, включая восток и центр, в самостоятельном качестве, разделяющие их идеи и взгляды. Сегодня это одноименная политическая партия с большими амбициями и подозрительно невысоким рейтингом. (Есть мнение, что его «обрезание» произвела та самая власть, которую «правые» подсадили на трон. Но это тема для отдельной статьи.)

Отмечу одну важную деталь: «правые» вовсе не исповедуют идею вхождения в ЕС, а совсем наоборот — проводят аналогии между Евросоюзом и СССР, видя в европейских наднациональных органах угрозу «украинской нации». По мнению националистов, то, что США и ЕС помогли им свергнуть власть Виктора Януковича — хорошо, но некие западные ценности и стандарты — вовсе не цель украинской революции, а объединенная Европа не должна стать примером для подражания. Цель же революции — радикальное перестроение государства в соответствии с упомянутыми выше принципами.

Отсюда вполне логично вытекает первый и главный итог революции «Майдан 2.0» — вместе с властью Януковича из Украины выплеснули и «младенца» — справедливые и комфортные для всех народов страны основы построения нового государства. В одной из своих статей в те горячие дни в центре Киева я писала, что чем больше «коктейлей Молотова» будет брошено в полицию, тем быстрее наступит распад Украины. Самым впечатляющим результатом борьбы «правых» (вкупе, замечу, с международным политическим сообществом) против режима Януковича («внутренней оккупации») стала потеря части страны — Крыма. Окончательная и бесповоротная. Впрочем, многие на Украине еще до сих пор не понимают этого, утешая себя мыслью, что ужесточение санкций против России заставит ее пересмотреть тезис «Крым наш». Не заставят — в этом у меня нет сомнений.

Второй не менее важный итог: братоубийственная и абсолютно контрпродуктивная война на востоке страны, которая в результате возвела взаимную ненависть до такого градуса плавления мозгов, что думать о единой стране уже, видимо, слишком поздно. Две самопровозглашенные республики — Донецкая и Луганская, — объединенные в так называемую Новороссию, — фактор нестабильности не только для Украины, но и для всего региона на многие годы.

Украинская власть и здесь расписалась в своей интеллектуальной неполноценности и политической несостоятельности, глупо потеряв шанс сохранить единую страну путем ее федерализации. (Провидцем выступал Вячеслав Чорновил, еще в 1991 году призывая тогдашние коммунистические власти к такому политико-административному переустройству страны.) Впрочем, возможно, и сейчас еще не поздно. Хотя мне трудно представить, как после массовых убийств в Донбассе возможно примирение востока и запада.

Недавно я получила письмо от одного украинского доктора филологии, профессора университета. Он сообщил, среди прочего, что мой земляк-житомирянин, наш общий знакомый, писатель, уехал воевать в зону АТО. И я вот думаю: за что или за кого он там собирается умирать? Ведь «с мыслью можно бороться только мыслью», как писал Андрей Сахаров, но не автоматом. С идеологией — тоже. (Впрочем, есть сильные подозрения, что идеологией прикрываются всего лишь ожесточенные олигархические переделы собственности и разборки, за которые, выходит, на самом деле умирают молодые пацаны, зачастую брошенные своими командирами без средств защиты, голодные и плохо одетые.)

С другой стороны, происходящее в Донбассе смахивает на то, как Советы в результате гитлеровско-сталинского передела Европы в сороковых годах прошлого столетия пришли в западную Украину и стали насаждать там свое мировоззрение и свои порядки — в том числе и с помощью силы. Справедливости ради отмечу, что Донбасс — это территория суверенного государства, и власть страны вольна ею распоряжаться, как считает нужным. Однако убивать своих граждан из-за идеологических противоречий (или прикрываясь ими) — это преступно.

Похоже также, что сегодня на востоке страны происходит некоторый исторический реванш, который чудесным образом совпал с геополитическими планами Запада в отношении России. Украина используется им всего лишь как инструмент борьбы за собственные интересы.

Как я уже писала, не могут на Донбассе (или в Одессе) почитаться героями Бандера и Шушкевич, сотрудничавшие с нацистами. Так же как не могут быть героями «колорады» — так называют «правые» и примкнувшие к ним обыватели участников Великой Отечественной войны — на западной Украине. Как писали когда-то в советских газетах — это «два мира — две идеологии». А чтобы осталась одна идеология, которая сейчас доминирует во власти, исповедующей именно ценности западной Украины, одному миру нужно уничтожить другой.

Остальные итоги второй майданной революции на фоне двух первых уже не так страшны — коррупция, инфляция, падение и без того невысокого уровня жизни, тотальная бедность. Однако это только на первый взгляд. Все эти (и другие) нестрашные результаты «национально-освободительной войны» и «становления украинской нации», как взахлеб говорят об этом «правые» идеологи, вполне могут породить и третью украинскую революцию. Однако боюсь, что еще одной волны Майдана страна не выдержит, и она (эта волна) может смыть Украину с карты мира.

Алла Ярошинская

Источник: rosbalt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий