В Москве появится памятник святому князю Владимиру. Его должны установить в районе смотровой площадки на Воробьевых горах, сообщил накануне телеканал «Дождь. Произойти это по плану должно 28 июле 2015 года в день торжеств, посвященных тысячелетию преставления Крестителя Руси.
Эта дата будет широко отмечаться. Указом президента России Владимира Путина была создана специальная рабочая группа по подготовке мероприятий. Торжества пройдут в Москве, Великом Новгороде, Владимире и Пскове. Намечено более ста мероприятий. Установка памятнику князю Владимиру в Москве — одно из них, отмечалось ранее в информации агентства «Русская линия».
Инициатором проекта, по информации «Дождя», выступило российское Военно-историческое общество, председателем которого является министр культуры РФ Владимир Мединский.
Как сказано в публикации на сайте общества, из числа предлагавшихся мест – Воробьевы горы, Лубянка, площадь перед Киевским вокзалом – комиссией столичной Думы по монументальному искусству принято решение установить его на Воробьевых горах.
«В этой фигуре соединяется начало нашего государства, нашей государственности, — приводит сайт Общества слова его научного директора профессор Михаил Мягков». «Князь Владимир, по сути, создал древнерусский народ, древнерусское государство – Киевскую Русь. Он – защитник нашего государства! До него было всего-навсего ядро восточных славян, а при нем появляется единый русский народ, который он защищает от набегов кочевников. Он присоединяет другие восточно-славянские территории, создает одно из мощнейших государств в средневековой Европе. Князь Владимир — символ чести, добра, справедливости и человеколюбия. Это те начала, которые поддерживает в своей деятельности Российское военно-историческое общество», — подчеркнул Михаил Мягков.
Российским военно-историческим обществом месяц назад был объявлен открытый конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение памятника.
Как заявил телеканалу «Дождь» главный редактор сайта «Хранители наследия» Константин Михайлов, о конкурсе на проект памятника пока почти ничего не известно, а знать об этом хотелось бы больше. Смотровая площадка Воробьевых гор — место очень ответственно с градообразующей точки зрения, и, кстати, заставляющее вспомнить киевский памятник на Владимирской горке, где этот монумент смотрится очень органично. По словам Михайлова, хотелось бы, чтобы Москва не уступила бы здесь украинской столице.
Председатель Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Лев Лавренов в программе телеканала «Дождь» отметил, что бровка Воробьевых гор, возле которой предполагается установить памятник, является охранной зоной. Поэтому при подготовке проекта будет необходимо участие московского Департамента охраны культурного наследия, а также других столичных инстанций.
По словам Лавренова, предполагается, что расходы по воздвижению монумента князю Владимиру возьмет на себя инициатор проекта — Военно-историческое общество.
Что касается выбора места для памятника, то, по словам Константина Михайлова, посвятившего проекту статью в журнале «Огонек», с определенной точки зрения этот выбор «можно считать предопределенным всей прежней московской и русской историей». По крайней мере, отмечает автор, «знаки этого на московской исторической карте явственны».
«У подножия Воробьевых… гор, почти под смотровой площадкой, находится Андреевский монастырь. Главный собор его в старину посвящен был святому Андрею Стратилату, но созвучие с именем апостола Андрея Первозванного, по преданию, шедшего из Киева в Северную Русь и несшего свет христианства, весьма примечательно. Особенно в свете того, что в середине XVII столетия Андреевский монастырь был целенаправленно заселен учеными монахами из киевских монастырей, призванными поделиться своей мудростью с московскими коллегами», — говорится в публикации.
«Но и это еще не все. По древней дороге из Кремля к Лужникам и Воробьевым горам, примерно в середине Остоженки, находилось в старинные годы село под названием — каким бы вы думали? — Киевец. Вдуматься, так и гораздо более позднее появление Киевского (первоначально Брянского) вокзала на окраине этой диспозиции покажется неслучайным. И наконец, по рельефу никакое место в Москве не напоминает так отчетливо Киев, как Воробьевы горы с их высокой террасой над склонами и оврагами, сбегающими к реке», пишет Михайлов.
Автор между тем, выражает сожаление, «что по мере развития сюжета с установкой этого памятника найдется масса желающих порассуждать не о его неизвестных пока художественных достоинствах, а о личных качествах князя Владимира».
«И эти люди, вероятно сами ангелы во плоти, на все лады будут пересказывать друг другу и всем нам хрестоматийные летописные истории о критериях выбора христианской веры князем-язычником или о количестве его жен и наложниц», — пишет автор статьи.
«Очень хочется, — отмечает он, — чтобы московское общество не сползло на этот уровень дискуссии. Здесь не место, конечно, рассуждать о том, как нужно на самом деле понимать и воспринимать те или иные летописные сказания. Просто тема «грешной жизни» князя Владимира «закрыта» причислением его к лику святых».
«На этом можно было бы поставить точку, — продолжает Михайлов, — но хочется привести еще две цитаты. Для сведения и справок. Эти слова, возможно, больше говорят о тех, кто их произносит, чем о том, кому они посвящены».
Далее автор приводит посвященные Крестителю Руси слова министра культуры РФ Владимира Мединского, в том виде, в каком процитировало его агентство ТАСС: «Князь Владимир прожил сложную жизнь, это «знаковая фигура». Он начинал как язычник, закончил жизнь более чем прилично. Он достоин памятника в самом достойном месте нашей столицы».
Михайлов предлагает читателям также высказывание главы Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова): «Князь Владимир был яростный язычник, человек, отличавшийся безудержной жестокостью. Об этом знает любой человек, который заглядывает в Википедию. О том же написано в Житии святого Владимира, там рассказывается о страшных вещах. Он изменился. Произошло то, что называется в Церкви Покаяние. Это не просто сожаление о каких-то своих грехах и проступках. Это изменение ума и сердца. А с ним изменилась и страна, изменилась к подвигу и созиданию. Князь Владимир — фигура потрясающая. Но это не значит, что он был пай-мальчиком, сказочно-сусальным персонажем. Но в этих его противоречиях сила и подвиг веры».
Источник: newsru.com