«Пусть опять Путин приедет!» | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

«Русская Планета» побывала на Тверском вагоностроительном заводе: несколько лет назад его вытаскивал из проблем нынешний президент России, а теперь ТВЗ вновь оказался на грани закрытия

«Русская планета» съездила в Тверь и посетила самый крупный завод в России и странах СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов, который несколько лет назад приезжал «спасать» Путин, и который вновь оказался на грани закрытия. Накануне ноябрьских праздников на встрече руководителей профсоюзов «Тверского вагоностроительного завода» (ТВЗ) и администрации предприятия было объявлено, что с декабря 2014 года работа ТВЗ может быть остановлена, а трудовой коллектив отправлен в неоплачиваемый отпуск. 11 ноября около трех тысяч сотрудников ТВЗ готовятся выйти на митинг. Цель акции — достучаться до представителей власти всех уровней, но требует коллектив не денег, а работы. С этой же просьбой в 2009-м году в разгар экономического кризиса рабочие ТВЗ обращались к Владимиру Путину, в то время председателю правительства РФ, который лично прибыл на предприятие и встретился с коллективом. Тогда завод удалось отстоять, но ситуация опять повторяется.

«Мы не бунтари, мы труженики!»

«Наша акция ни в коем случае не политическая. Мы просто пытаемся спасти предприятие, наш коллектив, хотим привлечь внимание к проблеме: крупнейший завод с уникальными традициями, на котором недавно прошла модернизация, с трудом находит заказы. В финансовом смысле мы зависимы от тех, кто покупает наши вагоны, и если у них случаются свои внутренние проблемы, и нечем расплатиться за нашу уже изготовленную продукцию, это настоящий удар по ТВЗ, — объясняет корреспонденту РП председатель профкома Тверского вагоностроительного завода Виктор Кольцов.

Кольцов на заводе человек легендарный, здесь он трудится уже 46 лет. Именно он в 2009 году, оказавшись на встрече профсоюзных руководителей с Владимиром Путиным, не побоялся подойти к председателю правительства и позвать в гости на ТВЗ. Путин приглашение принял и обещание выполнил. А после встречи с рабочими, которая проходила без руководства, дал указание выделить ОАО «РЖД» средства на закупку партии вагонов у ТВЗ. Вагоны были сделаны за месяц: предприятие жило относительно спокойно почти год.

Но проблемы у завода, вспоминает председатель профкома, начались намного раньше. «Главная борьба за выживание шла с 1993 по 2000 год. В 1993 объем производства упал на 75%. Представляете, что это означает для такого огромного предприятия, как наше, где работает сейчас больше шести тысяч человек? Тогда мы не раз ходили на шествия и митинги: в 1997 году наш профком, крупнейший в области, вывел на улицу 5000 человек, — рассказывает Кольцов. — Надежда на то, что мы сможем выйти на прежние мощности, появилась, когда была принята государственная стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Речь шла о постепенной замене изношенного подвижного состава на новый: по 1200 вагонов каждый год. На горизонте маячили большие и очень ответственные заказы, и акционеры ТВЗ вложили более восьми миллиардов рублей в реконструкцию завода. Кто же знал, что грянет кризис, о стратегии будет забыто, и полностью переоборудованное производство будет страдать без заказов?»

Виктор Кольцов и Лидия Жарняк. Фото: Юлия Овсянникова / «Русская планета»

В профкоме на пальцах объясняют простую экономическую зависимость. Самым крупным заказчиком вагонов является ОАО «Федеральная пассажирская компания». По договору в этом году ТВЗ должен изготовить и передать ему пятьдесят двухэтажных вагонов. 15 уже готовы — но забирать их заказчик не торопится, как и платить по договору, ссылаясь на финансовые проблемы. И действительно, у ОАО своя «головная боль»: это выпадающие доходы при перевозке пассажиров, которые государство компенсирует неохотно. Как все перевозчики, компания регулярно жалуется на заниженные тарифы, а бьет эта ситуация в силу экономических законов по Тверскому вагоностроительному заводу.

«В чем проблема? Начинайте выпускать кастрюли!»

«Вот что самое обидное — наш коллектив действительно уникальный. И хочет не митинговать, а работать. Посудите сами, более 65 % наших рабочих имеют высшее образование. Профессия передается из поколения в поколение: есть целые династии вагоностроителей, начинавшиеся еще с прабабушек и прадедушек», — рассказывает РП заместитель Кольцова Лидия Жарняк. Ее руководитель приводит показательный случай: «В девяностые, когда завод простаивал без заказов, нам говорили: «В чем проблема? Начинайте выпускать кастрюли!». Да, конечно, и микроскопом можно забивать гвозди — вот только зачем? К тому же мы быстро подсчитали, сравнив стоимость вагона и одной кастрюли, что при мощностях, на которых может выйти наш завод, кастрюлями мы обеспечим всю страну за один день. И что дальше? Не понимают такие «советчики» и другой простой вещи: чтобы начать выпускать другую продукцию, наш завод должен поменять и оборудование, и весь производственный процесс. Наш ТВЗ — это предприятие европейского уровня, оказавшись на котором, восхищенно «ахают» даже видавшие многое машиностроители из Франции и Швейцарии. Но если сейчас завод остановится, если у нас в ближайшие годы не появится крупных заказов, мы неизбежно начнем терять квалификацию».

На вопрос, как относятся к такой профсоюзной активности генеральный директор Андрей Соловей и собственники — акционеры ЗАО «Трансмашхолдинг», в который входит тверское предприятие, Кольцов отвечает, что их всех «уважают как профессионалов».

«Поэтому во многих вопросах идут навстречу. Вот смотрите! — Кольцов достает красную папку и показывает соглашение между руководством завода и профкомом о том, что в текущем году на ТВЗ будет сокращено не более 1500 сотрудников. — Члены профсоюза, а это большинство сотрудников завода, упрекают нас за эту цифру. Мол, почему согласились на сокращения? Но ведь речь изначально шла о 4000. А мы добились сохранения рабочих мест!»

«Пусть опять Путин приедет»

Территория Тверского вагоностроительного завода огромна. «А что делают журналисты в нашем государстве?»  — удивляются рабочие, которых корреспондент РП встречает по дороге. На территории завода раскинулся парк с туями. На входах в цеха кое-где висят памятные таблички, одна из них посвящена первому советскому олимпийскому чемпиону по велоспорту Капитонову. Рядом висят портреты вагоностроителей-героев Советского Союза. На развешанных по стенам стендах красуются цифры: в 2008 году выпущено 1142 пассажирских вагона, в 2011 году — 659, в 2013 — 482, в 2014 — 371.

«Вот сравните: в Европе на разработку нового типа вагона уходит порой до пяти лет, пока дело дойдет до производства. А мы в считанные месяцы освоили производство вагонов метро: впервые в истории нашего завода сейчас тверские вагоны бегают по московской подземке», — объясняют рабочие.

Производство крыш поездов на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Под шум станков перечисляются последние достижения ТВЗ. Рабочие хвастаются, что туристов из Москвы в Адлер на сочинскую Олимпиаду возили именно тверские двухэтажные вагоны, а позже с гордостью демонстрируют вагон, стоящий в центре одного из цехов —  электропоезд ЭГ2Тв. Тв означает «тверской».

«Вы понимаете, что это новое слово в отечественном машиностроении? Что это наша, отечественная разработка, которую придумали наши конструкторы, собрали наши рабочие и которая должна ездить по нашим железным дорогам?» — вопрошают рабочие. Должна — но пока не ездит.

Виктора Кольцова окружают рабочие: спрашивают, согласовала ли администрация города митинг, и что слышно про заказы.

«Люди устали, а жаловаться здесь не привыкли. Мы не бунтовщики: просто обидно за предприятие и коллектив», — говорит Кольцов.

«Ребята, улыбайтесь! Нас фотографируют!» — на выходе на корреспондента РП оборачивается вся проходная. Рабочие расходятся по домам: в пятницу завод, давно перешедший на четырехдневную рабочую неделю, не работает. У заводских ворот идут оживленные разговоры. Долетают обрывки фраз: «Нет, надо идти до конца — иначе завод закроется… Надо опять писать… Пусть опять Путин приедет… У нас санкции, нужно отечественное производство развивать… Да не может быть, чтобы вот так взяли и бросили».

Покурив и придя к согласию, собеседники расходятся по домам. Что доносить до представителей власти на предстоящем митинге на тверской площади Славы, на ТВЗ знают и сформулировали уже очень давно.

 

Юлия Овсянникова

Источник: rusplt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий