Один американец… Нет, два американца… Нет, все-таки один американец, а один наш (хотя и гражданин мира) произвели форменную революцию в эфире российского телевидения. Поздним вечером понедельника программа «Познер» и последовавшая за ней премьера первой серии документального сериала «Нерассказанная история США» собрали у телеэкранов рекордную аудиторию — 20% и 25,8% зрителей от числа всех смотревших в это время телевизор пришли на Первый канал сначала на встречу с выдающимся американским кинорежиссером Оливером Стоуном, а потом и на его фильм.
Теперь медиааналитики гадают: что это было? Почему? И один ли антиамериканизм Стоуна, совпадающий с сегодняшними настроениями и ожиданиями российской публики, тому причиной?
С антиамериканизмом Стоуна все не так просто, как показалось многим на первый взгляд. Так же непросто, как и с русофобией Познера, в которой его обожают упрекать отечественные «патриоты», тыча ему в лицо иностранным гражданством. Утомившись доказывать, что он и Россию любит, хоть и не считает своей родиной, Владимир Владимирович теперь в ответ на подобные упреки только усмехается: к чему метать бисер? Но его «оппоненты» не унимаются: вот и предыдущий гость Познера, скучнейший секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, не отказал себе в удовольствии упомянуть о французском гражданстве российского ведущего, видимо, по логике депутата, автоматически лишающего его права компетентно и с патриотических позиций рассуждать о происходящем в России.
Зато собственный патриотизм Неверов продемонстрировал в полной мере: формулу Володина «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» он разделяет абсолютно, особо подчеркивая при этом, что «этот взгляд разделяют и 84% граждан, которые сегодня поддерживают Владимира Владимировича Путина». Тем более показательной на этом единодушном фоне выглядела ответная реплика Познера: «Я, например, сомневаюсь, что Россия исчезнет, если не будет Путина». Ну космополит безродный, что с него взять?
Режиссер Оливер Стоун, которого (как посчитали многие зрители, устроившие потом активное обсуждение в соцсетях) и позвали-то на Первый канал исключительно из-за его антиамериканской позиции, отнюдь не считает себя антипатриотом, искренне полагая, что можно любить свою страну, но не соглашаться с ее властями. «И если правительство нарушает закон, то это право и долг честного гражданина — протестовать и поддерживать протест других, оказавшихся в тюрьме». Свои фильмы и исторические сериалы режиссер называет актом гражданского неповиновения «с целью улучшить мою страну и через них что-то исправить».
Отвечая на возможные упреки российской демократической общественности (озвученные Познером), что-де и книга его «Нерассказанная история США», и снятый вслед за ней документальный сериал волей-неволей играют на антиамериканских настроениях, которые сегодня в России цветут пышным цветом, художник недоумевает: «Это совсем не про меня… Это скорбный плач кинорежиссера по своей потерянной стране, стране, которую он любил, но во мне есть и надежда на лучшее».
Однако Познер, явно не вполне разделяя воззрения своего гостя на Америку как империю абсолютного зла в мире, все время выводит разговор на то, что волнует его самого — и отнюдь не в связи с Америкой. «Вас могут обвинить, что вы не патриот, что вы подрываете основы… Вы на российском ТВ — это будут смотреть и американские СМИ… они на вас нападут. Вы не боитесь этого?» А Стоун как будто даже не понимает опасений ведущего: книга «Нерассказанная история США» издана у него на родине и хорошо продается. Фильм показан по американскому ТВ два года назад и продан в 40 стран — Россия купила его одной из последних. А с оппонентами он готов спорить — только и всего.
Традиционная «прощалка» Познера, ради которой порой и стоит смотреть всю программу, лишь подтвердила, что, разговаривая со Стоуном об Америке, он на самом деле имел в виду проблемы отнюдь не заморские. «Как вам кажется, Оливер Стоун патриот? По-моему, несомненно. Конечно, в глазах так называемых патриотов-консерваторов в Америке он вовсе не патриот, он «пятая колонна», он американофоб, он враг народа и т.д. Собственно, они говорят о нем точно так же, как некоторые наши патриоты-государственники говорят о любом человеке, который критикует Россию, — «пятая колонна», русофоб, иностранный агент, ну и прочее. Вздор это, глупость и тупость. Есть люди, которые глубоко переживают за свою страну и которые считают нужным публично и во весь голос говорить о ее проблемах, ошибках, заблуждениях и, если надо, даже о ее преступлениях. Они считают, что общество должно знать, должно задумываться, должно быть в курсе, чтобы каждый отдельный человек, каждый член этого общества действовал как гражданин — осознанно и ответственно. Это и есть настоящий патриот. Понимаю: то, что я сейчас говорю, сегодня не слишком популярно в России, но меня это не смущает ничуть. Пусть не смущает и вас».
Владимир Владимирович в угоду моменту и редакционной политике немного покривил душой. Ему ли не знать (да и Стоун это так или иначе доказал), что в Америке Стоуна «пятой колонной» не считают и кислород ему не перекрывают, а если и спорят, то цивилизованно, публично доказывая, в чем не прав или в чем искренне заблуждается оппонент. «Тот, кто сегодня поет не с нами, тот против нас» — это типично российский взгляд на любую инакость. Точно так же, как и любого, кто исповедует «правильную» точку зрения, у нас стараются использовать в нужных пропагандистских целях»: «Ах, вы не верите нашим пропагандистам, сорвавшим глотки в обличении «мирового жандарма» и «властелина мира»? Так послушайте выдающегося американского режиссера, он-то врать не будет».
Вспомнился бородатый анекдот, не утративший, однако, актуальности: о советском и американском журналистах, заспоривших про свободу слова в Америке и СССР. «Вот я могу выйти к Белому дому и крикнуть: «Трумэн дурак». И мне ничего за это не будет», — говорит американец. «Подумаешь, — усмехается в ответ наш. — Я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть: «Трумэн дурак». И мне тоже ничего за это не будет».
Оливер Стоун последовательно кричит об одном и том же и у Белого дома, и на условной Красной площади — и ему ничего за это не будет. Дальнейшие аналогии каждый додумывает для себя сам. Кстати, днем позже в программе «Наедине со всеми» в эфире того же Первого канала «гостил» художник Михаил Шемякин. Разговор почти не касался политики, но один политический вопрос все-таки прозвучал. «Почему вы не обиделись на страну, которая вас изгнала?» — спросила художника Юлия Меньшова. И он ответил ровно так же, как Оливер Стоун: «Я считаю, что страна — это одно, это народ, культура, архитектура. А власть — это другое. Меня преследовала власть». Ведущая не стала развивать тему. На всякий случай.
Ирина Петровская
Источник: novayagazeta.ru