Родина-мать | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

От визита китайской военной делегации в Волгоград местные власти ждут стратегического партнерства с «оборонкой» региона. Но БМД Китаю не нужны — зато китайский бизнес может скупить остатки стратегических предприятий. За копейки.

你好, «Ни хао», здравствуй, родина-мать! От славословий в адрес делегации Народно-освободительной армии Китая, посетившей на днях Волгоград, не удержались не только в администрации области. И климат-де здесь удобен для китайцев, и память их о Сталинградской битве так же вечна, как Великая Китайская стена. Реакция наших чиновников и официальных политологов вполне предсказуема – с одной стороны, Восток требует ритуальных фраз, с другой – с Китаем приказано дружить. И предлагать все, что есть, на продажу. Даже священные ранее предприятия ОПК и продукции двойного назначения – и те уже рассматриваются с точки зрения возможного китайского участия.

Что готовы предложить местные чиновники? На встрече обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества, губернатор хвалил Волгоградский тракторный с его «современными и очень надежными» БМД, ПК «Ахтуба», выпускающее оборудование для кораблей и подводных лодок, ЦКБ «Титан», разрабатывающее наземное оборудование для «Тополь-М», «Искандер-М», «Ярс», и другие предприятия местного ОПК.

Зададимся вопросом: а нужны ли в принципе НОАК продукты волгоградской оборонки? Создается впечатление, что Андрей Бочаров просто не в курсе ситуации с оснащением китайской армии. Китайцам совершенно ни к чему ЦКБ «Титан» — близкие по классу ракеты семейства «Дунфен» (DF-4, DF-5 и тем более DF-31) продукт сугубо собственной разработки.

Или, вот, БМД. В китайской армии сегодня три дивизии ВДВ, объединенные в 1 корпус. Это 9000 человек личного состава. Машинный парк – порядка 100 БМД ZBD-03 (или ZLС-2000), представителя целого семейства боевых машин, разработанных китайцами в 90-е годы на базе БМП-3 и БМД-2. Состоит на вооружении с 2003 года. В стране 14 заводов выпускает бронетехнику. Выпущен уже и аналог нашему Спрут-СД, разработанному на базе БМД-3. И зачем китайцам покупать БМД в Волгограде, если есть все свое? При оборонном бюджете 188 млрд USD (2% ВВП, данные 2013 года; у нас – 87,8 млрд USD, 4,1% от ВВП) они сами произведут необходимое.

Так что улыбки китайских военных и их внимание к продукции волгоградских предприятий ОПК можно рассматривать лишь как элемент обязательного протокола. Другое дело – химзаводы, выпускавшие и химоружие. Интерес к «Химпрому» и «Каучуку» проявили еще по весне две китайских компании, BTSH и RusPetroChemical LLC. Они заявили о готовности реализовывать проекты в нефтехимической отрасли на этих площадках.

Однако не стоит забывать, что Россия не является для Китая приоритетным направлением инвестиций. Их динамика, конечно, меняется в сторону увеличения, но стабильной и обоснованной тенденции роста не прослеживается. Так, по данным Министерства коммерции КНР, в 2010 году в РФ из Китая пришло 594 млн USD прямых инвестиций, в 2011 году КНР вложил в Россию в целом 716 млн USD – из 74,6 млрд USD, т.е меньше 1% общего объема зарубежных инвестиций. Но доля прямых инвестиций при этом сократилась, составив 303 млн USD. В 2012-м увеличилась до 660 млн, а 2013 год дал рекордные 4,08 млрд USD. Однако средства пошли, в основном, на покупку акций сырьевых компаний, банков, а также частично – в проекты, связанные с добычей полезных ископаемых. Планы по массированному участию китайцев в строительстве московского метро, а также возведении 2 млн кв м недвижимости в Новой Москве пока находятся под вопросом.

Будут ли вообще китайцы вкладываться в производственные проекты, а не только в выращивание овощей и торговлю на рынках? Вряд ли. Еще в 2009 (а до этого в 2007-м) году были подписаны соглашения о реализации проектов по строительству кирпичных заводов в ряде регионов РФ, стекольного завода в Удмуртии, международного торгово-выставочного центра в Екатеринбурге и национального семейного курорта «Московия» в Московской области. Но реализованы были только проекты с кирпичными заводами, да и то крайне специфически – на многих из них работают отнюдь не граждане РФ, а китайцы.

Нахлебались «китайских инвестиций» и регионы. Так, на севере Нижегородской области уже не знают, что делать с китайцами, влезшими в сферу лесозаготовок. В Алтайском крае фактически «убит» крупнейший производитель меда, «Пасеки предгорья», купленный китайцами. Не говоря уже о том, что Волгоградская область в плане ОПК ни на что не способна — нынешние владельцы того же Волгоградского тракторного (М.Болотин и зять Никиты Михалкова А.Баков) сделали все, чтобы легендарного «Тракторного» в истории нашей страны не было.

Поэтому мечты волгоградского губернатора о подъеме экономики региона посредством китайских товарищей сродни фантазиям О.Бендера о Нью-Васюках. После погрома, устроенного в волгоградской оборонке компанией «Тракторные заводы», все закончится, как всегда: китайцы скупят по дешевке (не без помощи чиновников) свободные производственные площади бывших стратегических предприятий и откроют там очередной ТД «Дружба». Или снесут корпуса и понастроят теплиц. Ни первое, ни второе региону точно не надо.

По мнению известного российского политолога Константина Калачева, обольщаться в отношении китайцев не нужно. «2014 год на фоне санкций ЕС и США стал новой вехой в развитии российско-китайских отношений. С китайскими партнерами был подписан контракт на строительство газопровода «Сила Сибири» и поставки газа в Китай. С большой вероятностью в скором времени будут также подписаны контракты в сфере военно-технического сотрудничества, а именно на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35С. Но рассчитывать на закупки сотен или тысяч БМД российского производства в этой ситуации не приходится. Китаю не нужно то, что он может производить сам. Так что перспектив у волгоградского «Тракторного» получить китайские контракты нет. Есть ли такая возможность у других волгоградских предприятий? Время покажет».

Сергей Нелюбин

Источник: og.ru


Читайте также:

Добавить комментарий