Прошедшие в 2014 году президентские и парламентские выборы показали, что приход к власти на Украине политиков и партий, ориентированных на Россию, в условиях отсутствия украинской государственной субъектности невозможен. К власти в Киеве пришли националисты, которых никак нельзя заподозрить в симпатии к России, русским и русской культуре. При этом любят ли они Украину — тоже большой вопрос, т.к. то, что они делают со страной, назвать любовью никак нельзя. Однако у вроде бы однозначной победы националистов существует обратная сторона. После отстранения от власти режима Януковича украинская политика лишилась внутреннего врага, на которого можно списывать все существующие проблемы.
Президент с ограниченными возможностями
После февральского переворота Украина вернулась к так называемой конституции 2004 года, согласно которой премьер-министр, избираемый парламентом, обладает большей властью, чем президент. Зоной ответственности ныне действующего президента, помимо представительских функций, являются внешняя политика и вопросы территориальной целостности страны. Очевидно, что у Порошенко никаких достижений на этих «фронтах» не может быть в принципе. Вернуть Крым невозможно, но и признать утрату полуострова нельзя. Выиграть войну на юго-востоке тоже невозможно, но и прекратить её нельзя. В вопросах внешней политики также всё предельно ясно. Время многовекторных метаний в прошлом, время евроинтеграции безвозвратно прошло. О том, что Украина может стать членом Евросоюза, помалкивают даже самые безумные оптимисты.
Чтобы окончательно не превратиться в «говорящую голову», Порошенко была необходима победа его партии на парламентских выборах. Ему была нужна своя «коалиция» и свой карманный премьер-министр. Однако, вопреки всем прогнозам социологов, «Блок Петра Порошенко» набрал значительно меньше голосов, чем ожидалось. Таким образом, шансы на полностью подконтрольный президенту парламент равны нулю. Объяснение ряда украинских экспертов, что всему виной неудачный девиз предвыборной кампании «Жить по-новому», может вызывать только гомерический хохот. Причина неудачи президентской партии в том, что за несколько месяцев пребывания на высоком посту Порошенко не выполнил ни одного своего предвыборного обещания. При этом украинцам плевать на изменения в конституции и урезанные президентские полномочия. Они до сих пор считают, что президент отвечает за всё на свете.
Провал президентской партии на выборах можно было предсказать ещё тогда, когда Порошенко распустил прежний парламент и инициировал досрочные выборы. Столь же легко было предсказать, что он будет самым непопулярным президентом за всю новейшую историю Украины. Возникает вопрос: кто и зачем «запихал» Порошенко на пост президента? Из всех украинских политиков он имел самую неоднозначную биографию. Он такой же олигарх, владелец «заводов, яхт и пароходов», как и Янукович. Частные владения Порошенко ничуть не уступают в безвкусной роскоши прославленной резиденции «Межигорье». Не правда ли, странный выбор сделал народ Украины, год назад вышедший на майдан свергать олигархов и коррупционеров? Впрочем, совершенно очевидно, что без одобрения США Пётр Порошенко не мог даже выставить свою кандидатуру на пост президента. Тогда открытым остаётся вопрос: зачем американцы сделали на него ставку?
Порошенко не нужен
В расколотой Украине всегда голосовали против. Одна часть граждан голосовала против пророссийских политиков, другая часть — против националистов. Никто и никогда не вдавался в подробности предвыборных программ и реалистичность их исполнения. Сегодня в «Единой Украине» исчез однозначный враг. Вместе с тем исчез тот, кто якобы саботировал путь в Европу, имитировал борьбу с коррупцией и просто мешал украинцам жить богато и счастливо. С новой силой возникающие разборки между членами некогда одной команды Евромайдана вызывают у украинцев недоумение и чувство безысходности. Их опять обманули, но теперь уже не ясно кто.
В не менее безвыходном положении оказались пришедшие к власти украинские националисты. До февральского переворота Украина могла шантажировать Запад перспективой сближения с Россией. Сегодня шантажировать нечем. Благодаря новому политическому и экономическому курсу, Украина потеряла значительную часть своих рынков сбыта в России. Украинские предприятия сворачивают производство, а тысячи украинцев остаются без работы и без средств к существованию. Между тем Запад не собирается компенсировать Украине потерю российского рынка. Действительно, было бы глупо оплачивать ту услугу, которую тебе готовы оказывать бесплатно. Украинская власть уже антироссийская и обречена быть таковой вне зависимости от какой-либо финансово-экономической помощи со стороны Запада. Отношения с Москвой испорчены и могут измениться только в случае смены всей власти в Киеве.
Чтобы получить кредиты МВФ, правительство Яценюка было вынуждено ввести режим жесточайшей экономии, подняло тарифы на коммунальные услуги, заморозило зарплаты и пенсии. Однако и с предоставлением кредитов не всё так гладко, как думали киевские стратеги. Возникает логичный вопрос: кто виноват в падении уровня жизни украинцев? Кто ответит за провал так называемой антитеррористической операции на юго-востоке, за десятки тысяч убитых украинцев с обеих сторон? В конце концов, где обещанная евроинтеграция?
Неудивительно, что победа на парламентских выборах партий националистического толка до сих пор не привела к созданию широкой коалиции, которая сформирует правительство, примет госбюджет и продолжит переговоры с МВФ о предоставлении очередных кредитов. Задержка в формировании парламентской коалиции связана не с принципиальными идеологическими разногласиями между победителями парламентских выборов, а с тем, что лидер «Батькивщины» Тимошенко и выходцы из её партии Яценюк и Ляшко не собираются брать на себя ответственность за провалы Петра Порошенко. Скорей наоборот, им нужен «крайний», и действующий президент с его партией идеально подходит на эту роль.
К Майдану опять готова
Правы те, кто предсказывает недолгую жизнь новой украинской власти. Ни президент, ни парламент, ни правительство не способны решить ни одной стоящей перед ними задачи. Всё, что им остаётся, — это имитировать бурную деятельность, соревноваться в русофобии, переименовывать города и проводить навязанные Западом непопулярные и болезненные для населения реформы. Приближенные к власти олигархи уже заняты традиционным для себя занятием — приватизацией государственной собственности. Разумеется, в условиях кризиса и гражданской войны предприятия обречены уходить с молотка по весьма заниженной стоимости.
Между тем западные политики всё чаще стали критиковать киевские власти за недостаточную борьбу с коррупцией и отсутствие подвижек в деле строительства демократии. Основания для критики есть, к тому же чего не придумаешь, когда не хочется вваливать деньги в «чёрную дыру» под названием Украина? Пройдёт совсем немного времени, и с чьей-то лёгкой руки начнёт всплывать правда о «небесной сотне», о трагических событиях на юго-востоке, и станет известно, кто в реальности сбил малайзийский «Боинг».
С ухудшением социально-экономической ситуации протестные настроения в стране будут только расти. Украинцы начнут массово прозревать, что новая власть ничем не лучше той, что они свергли в результате «революции национального достоинства». На Украине начнётся брожение, которое выльется в очередной кровавый и бессмысленный бунт. Что в такой ситуации может предпринять власть? Ввести чрезвычайное положение? Записать всех украинцев во враги народа? Забавно, как олигархи и неэтнические украинцы собираются это делать. Может быть, они объявят «свободовцев» и «Правый сектор» агентами Кремля? А ведь именно не прошедшие в парламент радикальные националистические партии возглавят антиолигархическую революцию-2.
Существующий киевский режим сменят неонацисты, которые были легализованы и вооружены после февральского переворота. Они уже не скрывают своих намерений относительно Порошенко, Яценюка и всего их окружения, и озлобленное беспросветной нищетой население готово их поддержать.
Прыжок в прошлое
Смешно наблюдать, как победители парламентских выборов увлечённо делят министерские портфели, спорят о том, под чьим контролем будут находиться МВД, СБУ и армия. После февральского переворота силовики в лучшем случае будут сохранять нейтралитет, но, скорее всего, и что гораздо более вероятно, после всех унижений последнего года присоединятся к восставшему народу. Киевские правители не учли, что с февраля 2014 года любая власть без поддержки улицы не является легитимной. Кроме того, власть законна только тогда, когда её поддержит Запад, которому Порошенко, Яценюк, Турчинов, Тимошенко, Аваков, Коломойский уже не нужны. Они сыграли свою роль, развязав в стране гражданскую войну и сделав невозможным вступление Украины в Таможенный союз.
Очевидно, игры в евродемократию не привели к созданию эффективного и социально ориентированного государства. Более того, сама евроинтеграция уже не кажется украинцам реальной. В обществе оформился запрос на «сильную руку», и на Украине становится всё более актуальным лозунг «Бандера придёт — порядок наведёт». Становление нацистского режима, с одной стороны, выгодно странам Запада, поскольку полностью снимает всякую ответственность за ситуацию на Украине и, по их мнению, делает невозможным её сближение с Россией. С другой стороны — Россия получит железные аргументы против Запада и сможет обвинить его на весь мир в поддержке нацизма. Т.е. репутационные издержки США и ЕС в этом случае налицо. Возникает закономерный вопрос: зачем они на парламентских выборах укрепили Яценюка перед Порошенко, прекрасно понимая, что неконтролируемое противостояние между ними приведет к приходу к власти неонацистов, в результате чего Россия и обвинит их в поддержке неонацистов?
Прошлое и настоящее, Ирак, Ливия, Сирия, уже и Украина многократно доказывают, что хитроумные стратегии Запада не срабатывают, а воображаемое и желаемое входит в противоречие с реальностью. Поэтому единство Украины, единая для всех регионов национальная идея — бумажная иллюзия. Переворот в Киеве не приведёт к созданию тоталитарного государства, а, напротив, разрушит государство вообще. В центральных регионах страны появятся банды со своими панами-атаманами, и Украина на непродолжительный срок превратится в хорошо знакомое нам по истории Гуляйполе. Что касается юго-восточных областей, то переворот в Киеве позволит им относительно безболезненно провозгласить свои независимые республики по примеру ДНР и ЛНР. Соответственно, восстановление украинской государственности начнется с востока. В этой связи возникает только один вопрос: какая Украина нужна России и нужна ли Украина России вообще?
Сергей Белов — независимый эксперт (Украина), специально для ИА REGNUM
Сергей Белов
Источник: regnum.ru