Президент Владимир Путин восстановил в России диктатуру под личиной законности. Эта личина не обманывает внимательных наблюдателей, и даже не рассчитана на то, чтобы их обманывать — президент Путин предпочитает править с помощью страха. Однако она служит оправданием для западных апологетов Путина и обеспечивает опору для его все более нелепой и агрессивной пропагандистской кампании.
Показательно, что автократ с успехом отрезает россиян от альтернативных источников новостей и информации. Кульминацией этого процесса стала кампания против последнего в стране независимого телеканала. Телеканал «Дождь» был основан пять лет назад. К тому моменту государственное телевидение стало настолько унылым и раболепным, что, как заявил посетивший офис The Post 33-летний главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь, «большинство наших знакомых просто перестали его смотреть». «Дождь» предлагал реальные новости и сбалансированные комментарии. Его девизом стало: «Дайте телевидению еще один шанс». Вскоре он завоевал 20-миллионную аудиторию (в стране со 142-миллионным населением).
В этом году Путин сделал свой ход. Сначала, прямо перед Олимпиадой в Сочи, «Дождь» отключили все ведущие операторы кабельных сетей. Затем телеканалу отказались продлевать аренду студии. Затем марионеточный российский парламент принял, а Путин подписал новый закон, по которому с 1 января ни один частный канал не сможет продавать рекламу. «Это самая опасная проблема», — считает Зыгарь.
По словам Зыгаря, в начале этого года аудитория «Дождя» упала до двух миллионов человек, правда позднее вернулась к 12 миллионам. Канал сумел привлечь зрителей в интернете, в маленьких региональных кабельных системах и на соседней Украине. Он собрал 2 миллиона долларов с помощью краундфандинга и собирается снова прибегнуть к этому методу в следующем месяце. Однако ему все равно пришлось сократить свой штат с 300 сотрудников до 150, и его перспективы на следующий год остаются неопределенными.
Тем временем, как утверждает Зыгарь, государственная пропаганда стала менее унылой и более эффективной, перейдя «от северокорейского стиля к стилю Fox Media». «В глазах каждого ведущего пылает огонь ненависти к “украинским фашистам” и “американским агрессорам” — и это очень действенно. Причем, никакой альтернативы, кроме нас, нет», — говорит он.
У господина Путина есть в запасе и более жесткие методы, чем запрет рекламы. В этом году парламент расширил закон о «борьбе с экстремизмом», и теперь прокуратура фактически может предъявить обвинение любому критику режима. «Говоря гипотетически, если гость на какой-нибудь программе скажет, что Крым нужно вернуть Украине, я могу отправиться в тюрьму на пять лет, — заметил Зыгарь. — Впрочем, намного проще избавиться от нас с помощью экономического давления».
Источник: inosmi.ru