Сегодня в Баку, в МИА Тренд, состоялся круглый стол «Постсоветское пространство: цивилизационные аспекты современных кризисов и конфликтов», организованный Бакинским представительство Политологического центра «Север-Юг» и информационно-аналитическим агентством «Вестник Кавказа». Российские, азербайджанские и украинские эксперты в ходе мероприятия обсудили актуальное положение дел в регионе и перспективы его дальнейшего развития.
Так, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, выступая после главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, констатировавшего, что постсоветское пространство в целом сегодня стоит на пороге больших перемен, назвал распад СССР катастрофой, после которой появившимся на политической карте мира новым государствам было необходимо в первую очередь договориться о правилах взаимодействия с другими странами.
«Заметьте, СССР так и не удалось стать государством номер один, каким была в своем время, например, Британская империя. Здесь же стоит вспомнить Японию, которая рухнула, была оккупирована, но смогла подняться, причем условием для ее дальнейшего развития являлся отказ от внешнеполитических амбиций. Нужно ли удивляться сейчас, что Россию не принимают в клуб великих держав? С нею готовы разговаривать о правилах взаимодействия, а не о сферах влияния», — сказал он.
Депутат подчеркнул, что в современном мире Россия является одним из естественных членов мирового сообщества. «Я не думаю, что Россия европейскому миру более чужда, чем Китай. При этом конфронтационный сценарий развития отношений между Западом и РФ ничего хорошего не сулят российским соседям, с такими рисками не хочет сталкиваться ни Казахстан, ни Беларусь. Мы должны знать, как выстраивать отношения друг с другом и не делить чужих издержек», — заявил Расим Мусабеков.
Украинский социолог Евгений Копатько задался вопросом: «когда мы разучились решать проблемы самостоятельно?». «Очень много лет у нас гордились, что в Украине нет конфликтов, но, когда страна вошла в нынешнее состояние, конфликтная ситуация начала развиваться стремительно. В моей стране происходят тектонические сдвиги, миграция составляет миллионы человек, точно подсчитать уже сложно. Несколько сотен тысяч уехали в Россию, десятки тысяч еще летом ушли в Крым, большая часть населения мигрирует в страны дальнего зарубежья. Более того, я как социолог зафиксировал страшную вещь: по индексу самочувствия до 40% украинцев считают Россию враждебной страной», — рассказал Копатько.
Для сравнения он привел индекс самочувствия в Грузии. «Отношения между русскими и грузинами абсолютно комфортное, но на Украине вы такого не увидите. Уровень конфликта настолько высок, что для значительной части населения Россия сейчас является агрессором, такой образ уже создан. Что нас ожидает в дальнейшем? Сценарий крайне пессимистичен, так как Украина понесла фатальные потери в экономическом и человеческом потенциале, каждый день идет истощение финансов. Та же Донецкая область давала порядка 12% ВВП. Невозможно до конца просчитать, что будет с людьми, так как единоверцы сейчас находятся по разные стороны баррикад. Вместе с деиндустриализацией Украины идет ее децентрализация, и экономические, и политические ресурсы страны иссякают», — предупредил социолог.
Глава Бакинской межбанковской валютной биржи (BBVB) Фархад Амирбеков не согласился с тем, что Британская империя распалась окончательно, так как ее бывшие колонии по-прежнему входят в Содружество, заметив, что страны могут появляться и исчезать, но зародившиеся в них идеи живут долго. «Немногие знают, что в США идет ренессанс индустриализации, строятся новые предприятия на другой технологической фазе. Им нужна дешевая энергия, для этого необходимо устранять конкурентов, в том числе за счет разрушения государств. В сущности, конфликты сейчас происходят по линии технологических зон. Мы находимся в одной зоне и вместе пережили третий нефтяной бум. Больше таких бумов не будет, а газ не покроет необходимых затрат, поэтому нужно быстро менять экономическую модель», — считает он.
Именно в связи с этой потребностью, заявил эксперт, постсоветскому пространству был бы полезен опыт распавшейся Британской империи. «Для того, чтобы преодолеть дальнейший распад, первая проблема, которую следует решить, — сокращение ареалов распространение русского языка. Может быть, будет иметь смысл в рамках постсоветского пространства определить, договориться, кто чем может заниматься с пользой для себя. Я предлагаю не искать виноватых, а выйти из кризиса, сформулировав такую модель экономического развития, которая всех нас бы устроила», — предложил глава BBVB.
Гендиректор АМИ «Новости-Азербайджан», руководитель азербайджанского филиала Института каспийского сотрудничества Гюльнара Мамедзаде, в свою очередь, высказалась в пользу необходимости реформирования системы международного права. «Украина стала только первой жертвой кризисного слома миропорядка, сейчас этот кризис затрагивает Россию и может подействовать на целые макрорегионы. Поскольку Россия, как бы ей ни противостояли основные игроки, нацелена на реализацию евразийского проекта, кризис, бесспорно, затронет и наши страны. Все это еще более актуализирует вопросы внутренней безопасности. Сегодня формируются новые интеграционные проекты, саммиты АТЭС и ШОС демонстрируют примеры их моделей, и задача малых стран — грамотно вписаться в такие проекты. Мы будем искать свое место в процессе», — заявила Гюльнара Мамедзаде.
Источник: vestikavkaza.ru