2015 — год восстановления национальной идентичности Белоруссии | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

События, развернувшиеся в Украине, заставили власти Беларуси искать пути определения национальной идентичности. В этой ситуации белорусский язык и признание роли Беларуси как правопреемника Великого княжества Литовского (ВКЛ) стали рассматриваться одними из символов государственной независимости страны.

Как показывает история, народы, отказавшиеся от родного языка и культуры, были поглощены и ассимилированы более крупными этносами. Сегодня реалии таковы, что белорусский язык, хоть и считается вторым государственным языком, употребляется крайне редко и считается «языком деревни», 90% средств массовой информации в стране вещают на русском языке.

Напомним, что во времена Великого княжества Литовского (XIII – XVII века) белорусский язык, наряду с латинским, считался языком дипломатической переписки государств Европы. Теперь же исчезновение «беларуской мовы» стало лишь вопросом времени.

В то же время в 2014 году белорусские власти, спустя почти 20 лет «незамечания» проблем, сняли «табу» с истории происхождения белорусского народа, озаботившись сохранением культурного наследия и публичным освещением истории ВКЛ.

Вот несколько примеров событий, произошедших в уходящем 2014 году.

Во-первых, на региональном уровне стали возрождаться памятники великим князьям ВКЛ, успешно ходившим на Москву. Так, в конце июня во время празднования 1040-летия Витебска на Рыночной площади города был торжественно открыт памятник князю Ольгерду, в Заславле – князю Изяславу.

К идее прославления подвигов полководцев и возрождения памяти об исторических деятелях времен ВКЛ стали привлекать молодежь и творческую интеллигенцию, так зародилась инициатива мэрий крупных городов о размещении граффити с изображением князей ВКЛ на стенах зданий.

Особую остроту приобрела тема празднования 500-летия победы армии ВКЛ над Московским княжеством под Оршей. В ознаменование исторического события на Крапивенском поле, где в 1514 году произошла Оршанская битва, поставили новые памятные камни. На них поместили барельефы с портретами тех, кто добывал ту победу: Константина Острожского, Юрия Радзивилла, Ивана Сапеги. Еще на трех камнях выбиты даты (1514, 500 лет Оршанской победе) и слова из песни «О битве под Оршей».

Более того, Национальный банк РБ выпустил памятную серебряную монету «Константин Острожский» серии «Укрепление и оборона государства» к 500-летию победы над Москвой.

Во-вторых, чаще стали звучать из уст политических деятелей Беларуси заявления об исторических корнях земель, расположенных к востоку. Так, А.Лукашенко вскользь упомянул во время пресс-конференции для российских региональных СМИ о том, что «… Москве нужно опасаться за статус Смоленской, Брянской и Псковской областей, потому что они ранее находились в составе Беларуси».

В-третьих, в связи с нестатусным состоянием белорусского языка в стране был инициирован ряд мероприятий по его возрождению и популяризации. В рамках данной идеи 23 октября на встрече с творческой интеллигенцией было озвучено предложение белорусского лидера о создании белорусскоязычного ВУЗа.

Разрабатываются и нестандартные подходы. Так, впервые прошел национальный спортивный фестиваль «Mova Cup» на белорусском языке, были организованы различные флэшмобы «Вышиванка» с участием культурных и спортивных деятелей страны в белорусской национальной одежде. И, ко всему прочему, пустые рекламные билборды в стране стали использоваться для пропаганды белорусского языка.

Интересен и тот факт, что в ежегодном послании белорусскому народу и Национальному собранию 22 апреля Александр Лукашенко заявил, что если «…белорусы забудут свой язык, то перестанут быть нацией». После чего, в День независимости 3 июля, он сам впервые произнес речь на белорусском языке.

Однако следует подчеркнуть, что забота о сохранении национальной идентичности появилась у белорусских властей не на пустом месте.

Исходя из контекста сообщений СМИ и действий руководства соседних стран – России, Польши и Литвы, складывается весьма неблагополучная картина.

Литва

Так, согласно докладу Департамента государственной безопасности Литвы, Беларусь отнесена в разряд стран, ведущих информационную пропаганду против литовцев. Речь идет о том, что белорусы не могут, по мнению литовцев, претендовать на роль преемника ВКЛ и приписывать заслуги великих князей белорусскому народу.

Хотя, как известно, современную «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это в свою очередь создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и в настоящее время именуемые «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ. Поэтому Беларусь по праву является историческим преемником Великого княжества Литовского, как территориальное и этно-культурное ядро, населяемое литвинами и разговаривающими на так называемом старобелорусском языке.

Более того, Литва опасается выдвижений требований Минска о возврате древней белорусской столицы – Вильнюса, случайно переданного в 1939 году Литовской Советской Республике Сталиным.

Напомним, что почти 600 лет (!!!) – с момента основания города в 1323 году и до присоединения его к межвоенной Польше в 1922 году – Вильнюс являлся столицей и культурным центром белорусских земель в различных государственных образованиях: Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Северо-Западном крае Российской империи, Белорусско-Литовской ССР.

Польша

Что касается Польши, то руководство страны спит и видит возвращение границ в рамках 1939 года – то есть вплоть до Минска, до сих пор считая Гродненские и Брестские области исконно польскими территориями.

С целью дальнейшего разжигания национальной вражды официальная Варшава не раз пыталась поднять вопрос о якобы имеющей место дискриминации польского национального меньшинства в Беларуси. Также Варшава ведет активную работу по восстановлению белорусами польских корней и получением ими так называемой «карты поляка», ставящих белорусов в прямое подданство Республики Польша.

Россия

Стремление Беларуси уйти от российских взглядов на белорусскую историю и идентифицировать себя как отдельная нация Москва назвала попыткой «мягкой белорусизации», что преподносится в российских СМИ как пропаганда русофобии.

Более того, ИА REGNUM назвал деструктивным явлением стремление белорусских властей «создать культ князя Ольгерда или Кастуся Калиновского в качестве белорусских национальных героев».

Также недавно в Москве в издательстве «Русская Панорама» вышел придуманный Кремлем перевод некого труда германского хрониста – герольда Тевтонского ордена Виганда из Марбурга «Новая прусская хроника» (1394).

Интересно, что в нем хронист именует Вильно (Вильнюс) «городом русских» (civitatem rutenicam). Город Брест фигурирует у него как «Брест-Русский». Причем именно так, а не как «Брест-Литовский» – пишет издание. При этом переводчик в выводах называет лидирующую роль белорусов в средние века и само существование ВКЛ мифом русофобов.

Понятно, что в подобных условиях официальный Минск просто обязан реагировать, принимать меры, пока не поздно.

Поэтому следует предположить, что грядущий 2015 год в Беларуси будет политизирован не только по причине предстоящих выборов президента страны, но и необходимостью развить у белорусов чувство национального гордости и достоинства. Пришло время белорусам поблагодарить Литву за качественно сохраненные артефакты и саму историю и принять эстафету по возрождению исторического самосознания.

В то же время, несмотря на оказание политико-информационного давления на Минск со стороны соседей, Беларусь готова развивать отношения и в рамках Союзного государства с Россией, и в формате бывших стран-членов ВКЛ – Польша, Литва, Украина, наподобие Вышеградской группы, но только на паритетной основе.

Несомненно, белорусские власти вовремя обнаружили существующий в сознании людей историко-национальный вакуум, который стремятся заполнить «дружественные» соседи, стараясь убедить население Беларуси в том, что они коренные или поляки, или литовцы, или русские, но никак не белорусы. Поэтому предпринимаемые меры можно считать вполне закономерными и обоснованными. 

 

Денис Гайшун

Источник: belvpo.com


Читайте также:

Добавить комментарий