КАВПОЛИТ поговорил со свидетелями нападения террористов на Грозный, а также узнал мнения экспертов — востоковеда Алексея Малашенко и военного журналиста Игоря Коротченко — о том, кто мог стать организатором теракта.
«Как люди с оружием проникли в Грозный?»
В Грозном, где минувшей ночью развернулись бои правоохранительных органов с бандподпольем, сообщили об окончании контртеррористической операции. Об этом журналистам рассказал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
Как уточняет корреспондент КАВПОЛИТа с места событий со ссылкой на НАК (Национальный антитеррористический комитет), в результате КТО (контртеррористической операции) убито предположительно 8-9 боевиков. Среди сотрудников МВД насчитывается 10 погибших.
Звуки выстрелов разбудили жителей спящего Грозного около часа ночи, однако многие посчитали, что идут учения. Вскоре, когда все переросло в перестрелку, в Twitter начали появляться первые сообщения проникших в город боевиках и горящей машине ДПС.
«Первые выстрелы мы услышали в час ночи, – рассказывает местный житель, 24-летний Зураб Н. – Сначала подумали там какие-то учения идут. А когда все переросло в перестрелку, стало ясно, что не учение.
Вплоть до утра мы уже не спали. Примерно в пять часов мы решили, что уже все закончилось, угрозы больше никакой нет. Но после недолгого перерыва снова начались бои, и в разных местах уже из окна были видны огни.
В голове не укладывается, что это правда. Мир, который был в Грозном, оказался таким хрупким».
Как рассказывает непосредственный свидетель перестрелки, 30-летний Хусейн О., боевые действия продолжались до двух часов дня.
«Я находился в центре Грозного буквально около часа дня и прекрасно слышал, что идут военные действия, – утверждает Хусейн. – Слышал выстрелы со стороны 20-й школы. Там шли очень ожесточенные бои. По всей видимости, террористы были хорошо вооружены».
У многих жителей города не укладывается в голове, как в Грозный смогли попасть вооруженные преступники.
«Не могу понять, как столько людей с таким большим количеством оружия смогли проникнуть в Грозный» , – удивляется 29-летняя Мадина Р.
Она не стала свидетельницей событий, но, как и многие в ту ночь, проснулась от звука выстрелов и взрывов: «Проснулась от выстрелов и от того, что телефон разрывало от сообщений. Мои знакомые присылали видео, фото с мест происшествия. Это был ужас!
Никогда нормальные, адекватные люди не пойдут убивать своих же, захватывать школы и убивать невинных людей».
«К этой операции готовились»
Официально ответственность за теракт на себя пока не взяла ни одна группировка, хотя в Сети появлялось видео, где некий мужчина в военной экипировке представляется муджахидом «Имарата Кавказ».
Эксперты в свою очередь не торопятся с выводами относительно этой ситуации.
«Пока никто не взял на себя ответственность за произошедшее, делать какие-то выводы рано, – говорит член научного совета Московского центра Карнеги, востоковед Алексей Малашенко. – Как мне кажется, здесь могут быть какие-то связи с Исламским государством.
Они грозили развязать войну на Северном Кавказе. А люди из ИГ действительно хотят показать, что они присутствуют везде, так что я не исключаю эту связь. Но знать наверняка, конечно, не могу.
Но если говорить об «Имарате Кавказ», то здесь важно уточнить, что тот «Имарат», какой был при Доку Умарове, больше не существует. Это уже какая-то другая группировка. Большая часть людей из «Имарата» переехала в Ирак, Сирию и воюют там.
Стоит отметить, что эта акция была хорошо и профессионально спланирована. Видно, что они готовились к этой операции, у них явно есть руководитель.
Самое интересное, будет ли продолжение. Это единичный какой-то акт или начало какой-то более жесткой кампании, в которой будут вовлечены мусульмане из Дагестана, Кабардино-Балкарии и прочих северокавказских регионов? Я, честно говоря, боюсь повторов».
По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, нападение террористов на Грозный – лишний повод для того, чтобы усилить мероприятия антитеррористической направленности.
Сделать так, чтобы у тех, кто взял в руки оружие, не было никаких шансов на поддержку со стороны мирного населения, чтобы они были полностью изолированы.
Коротченко напоминает, что эти вооруженные формирования на Кавказе образовались еще в 1990-х годах, поэтому «невозможно произвести полную зачистку региона».
«Есть и самовоспроизводящиеся террористические ячейки, есть финансирование извне — со стороны, собственно, международного террористического интернационала и отдельных структур из зоны Персидского залива», – отмечает эксперт.
Источник: kavpolit.com