На вопросы отвечает директор Центра истории Кавказа, научный сотрудник Института по правам человека НАНA Азербайджана Ризван Гусейнов
— Ризван, на минувшей неделе Вы приняли участие в мероприятии «Кавказский диалог-2014», организованном Фондом Горчакова в Нальчике, представили свое видение на место и роль Азербайджана в регионе, отношения республики с соседними странами. Прежде всего, хотелось бы узнать Ваше мнение на азербайджано-российские отношения, в которых последнее время наблюдается заметная активизация.
Азербайджан глубоко заинтересован в развитии экономических и иных отношений с Россией. С этой целью за последние годы подписан ряд важных соглашений, а самое главное – намечены и осуществляются проекты с различными субъектами РФ. Около половины субъектов РФ подписали прямые соглашения с Азербайджаном, в сфере сельского хозяйства, промышленности, машиностроения, высоких технологий и др.
В основе стратегических отношений Москвы и Баку лежит сформированный за последние 15 лет прочный экономический фундамент. За минувший период товарооборот между странами динамично увеличивался. Согласно данным Государственного таможенного комитета Азербайджана (ГТК), в 2013 году он вырос более чем на 10% – до $2,6 млрд. А по итогам 2014 года торговый оборот между РФ и Азербайджаном составит $3,6 млрд. Для сравнения: Грузия-РФ – $780 млн, Армения-РФ – $1,3 млрд. То есть российско-азербайджанский оборот почти вдвое превышает оборот России с Грузией и Арменией вместе взятых.
Примечательно, что во внешнеторговом балансе Азербайджана Россия входит в первую пятерку и занимает третье место по импорту. Во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном вовлечено более 500 предприятий и организаций свыше 70 российских субъектов. Их число динамично растет, и в ближайшие годы обе страны планируют довести объем взаимного товарооборота до $4 млрд. В Азербайджане функционируют порядка 570 компаний с участием российского капитала, а объем инвестиций в экономику практически достиг $1,8 млрд. В свою очередь азербайджанские инвестиции в России за последние годы превысили $1 млрд. Однако эти показатели не в полной мере отражают имеющийся потенциал. Поэтому правительства двух стран намерены приложить максимум усилий для развития инвестиционного компонента.
И, судя по всему, эти усилия конвертируются во вполне реальные проекты. В частности, по итогам 14-го заседания межправительственной комиссии в Баку была достигнута договоренность о возможности организации совместного сборочного производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов российского завода «Ростсельмаш» на базе машиностроительных предприятий Азербайджана. Причем не исключено, что это будет не один машиностроительный завод, а несколько, для того, чтобы в перспективе в рамках программы локализации сократить импорт комплектующих из России и наладить их производство на местах. В случае позитивного решения данного вопроса наладить сборку комбайнов в Азербайджане можно будет уже к лету 2015 года.
Важное значение для развития отношений сыграл прошедший 29 сентября в Астрахани IV саммит прикаспийских государств, в котором приняли участие президенты Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркменистана.
На полях этого Каспийского саммита Россия и Азербайджан подписали важнейшее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Документ разрабатывался Москвой и Баку на протяжении последних 14 лет и дает возможность качественного расширения межгосударственного сотрудничества. Это соглашение создает условия для перевода торгово-экономических отношений между двумя странами на принципиально иной, более высокий уровень. В том числе открываются перспективы для совместной реализации масштабных инвестиционных проектов по добыче углеводородных ресурсов на шельфе Каспия и в третьих странах.
— Азербайджан является инициатором и активным участником крупных региональных проектов в сфере энергетики и транспорта. Какова роль этих проектов для будущего региона?
Уникален проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая в 2015 году соединит Японию, Китай, страны Центральной Азии, Кавказ, Турцию с европейскими странами вплоть до Великобритании. Этот проект уже получил название нового «Шелкового пути», поскольку поможет вернуть былую экономическую мощь сухопутных путей для евразийских государств и значительно снизить монополию морских транзитных путей, сосредоточенных в руках США и других стран Запада. Именно по этой причине США не только не поддерживают проект БТК, но и чинят всякие препоны для его реализации.
Еще одним стратегически важным континентальным проектом, который уже много лет не может начать реализовываться, является железная дорога Север-Юг, которая должна связать Иран, Индию, страны Персидского Залива с Россией и другими странами. Большие подвижки в реализации этого уникального проекта достигнуты недавно, 12-13 ноября в Баку в рамках официального визита президента Ирана Хасана Рухани.
Это создаст новый транзитный и логистический путь через Азербайджан и Кавказ из Персидского залива в Черное, Средиземное моря, к берегам стран Европы. Как подчеркнул иранский президент, расположение Азербайджана и Ирана позволяет им играть друг для друга роль перехода-моста для связи Ирана с Европой и Азербайджана с южными коридорами. Он добавил, что Азербайджан может соединить Иран с Черным морем, с портами Поти и Батуми. А Иран, в свою очередь, соединит Азербайджан с Бендер-Аббасом, Абаданом и Хорремшехром. Можно создать широкое сотрудничество в трехсторонних форматах с привлечением России, Грузии, Турции, Туркменистана, Казахстана.
То есть Азербайджан становится логистическим центром и перекрестком двух уникальных проектов, которые свяжут Восток-Запад и Север-Юг самого большого материка планеты – Евразии. Если в России сегодня активно обсуждают возможность реализации евразийских экономических проектов, то Азербайджан осуществлением проектов Баку-Тбилиси-Карс и Север-Юг подает пример того, как можно создавать новые транзитные проекты, куда будут вовлечены Китай, Индия, Иран, Россия, страны Центральной Азии, Кавказа и Европы.
— Я знаю, что в рамках «Кавказского диалога-2014» была предпринята попытка найти точки соприкосновения между Арменией и Азербайджаном. Какова роль подобного рода мероприятий в нормализации отношений между двумя народами?
Да, совместная армяно-азербайджанская Рабочая группа подготовила дорожную карту по решению карабахской проблемы. В рамках обсуждения стало ясно, что армянская сторона не осознает конкретно, в чем заключаются ее уступки по разрешению нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанская сторона говорила о разработанном проекте по финансированию полного восстановления инфраструктуры ныне оккупированных азербайджанских территорий: Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов. Все это возможно после вывода армянских вооруженных сил с азербайджанских территорий. Однако армянская сторона в рамках Рабочей группы, к сожалению, обозначила свою позицию таким образом, что не видит возможности вывода армянских войск.
Была даже высказана позиция, что армяне в Карабахе готовы «стоять насмерть», тем самым фактически не оставляя Азербайджану никакого иного пути разрешения конфликта, кроме как силового. Однако у некоторых членов армянской делегации, тех, что постарше и поопытнее, было понимание бесперспективности затягивания конфликта.
Подобного рода диалоги нужны, и в первую очередь, они на пользу молодым участникам, которые получили возможность вживую увидеть и выслушать мнения друг друга. Ведь выслушать друг друга не обязательно значит во всем согласиться. Именно благодаря общению удается понять причины той или иной позиции противоположной стороны.
Армянская сторона выступает за сохранение статус-кво по карабахскому конфликту. Отмечу, что статус-кво имеет полезные моменты и для Азербайджана, который за последние 20 лет многократно укрепил свою экономическую и военно-политическую мощь.
Очень важным было мнение, высказанное российской стороной – организатором Кавказского диалога. По мнению российских экспертов С.Чернявского, В.Канторова и С.Маркедонова, на данном этапе у Азербайджана есть четкое понимание того, как должен быть разрешен карабахский конфликт, и какие меры затем следует предпринять для мирного сосуществования двух народов в Нагорном Карабахе.
Российские эксперты особо отметили фактор многочисленного русского населения в Азербайджане, где только в Баку проживает больше русских, чем на всем Южном Кавказе и Дагестане вместе взятых. Позитивно был воспринят тот факт, что в Азербайджане сотни школ и ВУЗы продолжают преподавание на русском языке, что русское население играет важную роль в общественно-политической и культурной жизни страны. Для сравнения мною было сказано, что, к примеру, в Армении практически не осталось русского населения, да и вообще фактически выдавлены другие народы и 99,7% населения являются этническими армянами. И это при том, что Армения и Россия являются стратегическими союзниками, однако в Армении не только почти не осталось русского населения, но и запрещено в учебных заведениях преподавание на русском языке.
Источник: kavpolit.com