Мои тбилисские студенты анализируют два договора – Георгиевский трактат 1783 года и «мирный договор» между Россией и Грузией 1920 года. Эти документы символизируют отношение Российской, а потом Советской империи к маленькой стране, к которой всегда испытывали особую «привязанность».
В советской историографии Георгиевский трактат всегда называли «спасительным» для Грузии, а чаще – «актом добровольного присоединения» Грузии к России. Мало кто самостоятельно читал текст трактата или пытался понять, что вся история взаимоотношений России и Грузии была обманом, а подписанные документы – «филькиными грамотами». Все последующие заключенные договоры – только подтверждают, что любые взятые на себя обязательства Россия нарушает практически сразу. Даже не понятно, зачем Кремлю дипломатия, если отношениями между странами занимается военное ведомство?
Я не знаю, существует ли статистика количества нарушенных международных обязательств – договоров, конвенций, хартий и прочих обязательств, которые Россия подписывала и ратифицировала. Вероятно, цифра огромная и, может быть, равна количеству договоров. Странно – зачем подписывать, тратить деньги на чиновников и транспорт, бумагу и банкеты, если будущее у всех документов практически одинаковое? Скорее всего, обсуждение и подписание рассчитаны исключительно для пиара, самообмана и обмана населения, которое должно искренне поверить в то, что Россия – действительно государство, у которого есть международная политика. Населению потом не объясняют, почему Россия не выполняет обязательства и, как выясняется, не собиралась их выполнять. Для российской дипломатии отношения с другими государствами – это своего рода игра, в которой аферизм и шулерство занимают большую часть имитации международной жизни.
Последние события в Украине – тому подтверждение. Минские договоренности? Женевское соглашение? Россия выполнила обещания и разоружила сепаратистов? Если вернуться к событиям последних десятилетий, то таких невыполненных обязательств будут сотни и все они, конечно, найдут объяснения у Кремля или российского МИДа. Не знаю случая, чтобы у кремлевских чиновников, а тем более – у генсеков или президентов появлялось желание извиниться. «Великая Россия» в процессе вставания с колен извиняться ни перед кем не собиралась и не собирается. Странно, что с ней до сих кто-то договаривается, зная, что Россия опять нарушит обязательства.
В начале марта этого года выпускник юридического факультета Ленинградского университета, ученик Анатолия Собчака, Владимир Путин вдруг заявляет по поводу Украины: « Когда мы указываем, что это антиконституционный переворот, нам говорят: нет, это не вооруженный захват власти, это революция. А если это революция, то тогда мне трудно не согласиться с некоторыми нашими экспертами, которые считают, что на этой территории возникает новое государство.А с этим государством, ни в отношении этого государства мы никаких обязывающих документов не подписывали». Путин выступает как шулер, прекрасно знающий, что происходившее и происходящее на территории другого государства – внутреннее дело этого государства, и население само вольно определять, какая им власть нужна.
Путину не нравилось, когда ему раньше напоминали о войне в Чечне, он отвечал, что это – внутренне дело России. Украина для него часть империи, которую он хочет восстановить. Но юрист Путин должен знать, что написано в Уставе ООН – «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» (статья 2, пункт 4).
Как правопреемник СССР, Россия признала Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, в котором говорится, что «Государства – участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».
Наконец, Россия приняла на себя обязательства в Меморандуме о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписанном в Будапеште 5 декабря 1994 года: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».
Если рассуждать о поведении Российской империи, потом СССР и современной России в отношении соседних государств, то в качестве терминологии следует выбирать не юридический лексикон, а уголовно-блатной словарь. Петр Первый начал расширение империи исключительно с позиции силы и без каких-либо современных красивых слов о «правах русскоязычных». Напротив, это был период, когда русскоязычные захватывали территории, объявляя себя коренными жителями. Так продолжалось до начала 20 века, Россия разрослась до одной шестой части суши, по сложившему российскому принципу – «хочу». Это слово заменяло все правила и увещевания соседей.
Большевики, возглавляемые юристом Лениным, продолжили имперскую политику, но теперь они заново захватывали те же территории, объясняя свою агрессию борьбой против прошлого царизма и защитой «пролетариата и крестьянства». В руководстве Советской России было много юристов, а международные договоры большевиками нарушались под тем же самым основанием – они заключались прежними царями.
Более 90 лет назад ведущие страны мира попытались создать механизм контроля за конфликтами и механизм противодействия им. Лига наций была первой организацией, созданной в 1920 году в ходе реализации Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения. В середине 30-х годов в Лигу наций входило 58 государств, а в период с 1920 по 1946 годы членами организации были 63 страны. В декабре 1939 года СССР был изгнан из Лиги наций как страна, нарушающая договоры и развязавшая войну с Финляндией, предварительно разорвав Тартуский мирного договора 1920 года и Договор о ненападении с Финляндией 1932 года. В Лиге наций СССР был всего пять лет.
Вернусь к Грузии, которую Российская империя, Советская империя и современная Россия оккупировала несколько раз в 1801 году, в 1921-м, 1993-м и 2008-м. Георгиевский трактат 1783, выражаясь правовым языком, был договором о намерении. Согласно ему, Российская империя брала под политическое покровительство Картли-Кахетинское царство (Восточная Грузия), под обязательство сохранить монарший престол царя Иракли II и его потомков. Российская военная поддержка, согласно тексту трактата, состояла всего лишь «из двух полных батальонов пехоты с четырьмя пушками». Батальоны с пушками спустя время вернулись в Россию, а 12 сентября 1801 года император Александр I неожиданно подписывает Манифест о вторжении в Грузию. На самом деле, в Манифесте есть странное предложение – «Мы, вступя на всероссийский престол, обрели царство Грузинское, присоединенное к России, о чем и манифест в 18-й день января 1801 года издан уже был во всенародное известие». То есть, Грузию просто присоединили задним числом, а Манифест нужен лишь для объявления физической оккупации.
Как и в Георгиевском трактате, в Манифесте Александра I говорится о «свободном отправлении своей веры и при собственности своей неприкосновенно», а «царевичи сохранят уделы свои». Захватив территорию, российские войска упразднили грузинскую монархию, заодно присоединив Имеретинское царство, а затем и запретив автокефалию Грузинской православной церкви. Практически весь 19 век почти ежегодно во всех частях Грузии поднимались восстания и бунты против российской оккупации. Распространяемые советскими учебниками мифы о «добровольном присоединении» Грузии не имеет никакого подтверждения.
Вторая оккупации Грузии состоялась в 1921 году, уже Советской Россией. Демократическая республика Грузия была создана в 1918 году, ее признали европейские страны Антанты. В Грузии были проведены парламентские выборы и сформировано правительство. Первая попытка Советской России захватить Грузию в 1920 году оказалась неудачной и Кремль решил заключить 7 мая 1920 года «мирный договор», в статье 2-й которого было написано: «Россия обязуется отказаться от всякого рода вмешательства во внутренние дела Грузии». 16 февраля 1921 года без объявления войны с трех направления Красная армия вошла в Грузию. В Тбилиси прибыл «Грузинский ревком» созданный из членов РКП(б), преобразованный в этот же день в Совет народных комиссаров Грузинской ССР.
Грузины спокойно жить не давали и Советской власти. В 1924 году планировалось восстание Какуцы Чолокашвили, периодически партизаны проводили свои акции вплоть до начала Второй мировой войны. В 1956 году была огромная манифестация, расстрелянная советской армией, демонстрации прошли в 1978 году, в 80-х годах были многочисленные акции и голодовки. В апреле 1989 году собравшихся на проспекте Руставели людей опять разогнали советские войска. Для «новой» России, объявившей себя уже демократическим государством, на деле пытающейся сохранить империю под другим названием – СНГ, окончательная потеря Грузии не входила в планы. Кремль поддержал абхазских и цхинвальских сепаратистов и ввел свои войска – вначале в виде «неизвестных» самолетов и танков, которые затем были названы «миротворческими силами». На этот раз России удалось оккупировать лишь 25 процентов территории Грузии.
3 февраля 1994 года в Тбилиси президентами Ельциным и Шеварднадзе был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Грузией. 1 марта Парламент Грузии ратифицировал документ о вступлении Грузии в СНГ и Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Государственная дума этот Договор проигнорировала, обманув Шеварднадзе. Кремль был доволен тем, что Грузия вошла в СНГ и пообещала сохранить российские военные базы на своей территории.
В Договоре в Статье 1-й были записаны важные обязательства сторон: «последовательно руководствоваться принципами взаимного уважения государственного суверенитета,территориальной целостности и нерушимости границ,равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой,невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления,мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод, сотрудничества и добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепринятыми нормами международного права».
Судьбой Грузии неожиданно заинтересовался следующий российский президент Путин, подписавший 24 апреля 2001 года Указ «О Государственной комиссии Российской Федерации по подготовке проекта Договора между Российской Федерацией и Грузией о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве и взаимной безопасности». Неизвестно, как в этом случае решалась проблема оккупированных Абхазии и Цхинвали, но спустя три года в Грузии был избран новый президент – Михеил Саакашвили, с которым у Путина сразу же не сложились отношения. Путин почувствовал опасность, которую он хотел бы предотвратить. Вначале ввел эмбарго, потом опять появились «неизвестные» самолеты, бомбящие Панкисское ущелье, в Тбилиси прошли митинги промосковской оппозиции. В августе 2008 года Путин начал новую оккупацию Грузии. На этот раз он не нарушал никаких договоров, кроме Устава ООН и обязательств перед ОБСЕ и Советом Европы. Их он нарушил с большим удовольствием.
Увещевать Кремль вне зависимости от того, кто там восседает, дело совершенно бессмысленное. В международной политике Российской империи военные руководствовались только «собиранием земель», межгосударственные договоры подписывались лишь для того, чтобы получить кратковременную передышку в многочисленных войнах или на время усыпить бдительность соседа, чтобы затем напасть на него. Советская власть в этой тактике теперь собирания государств для «всеобщего коммунизма» ничем не отличалась от царской. Те же «филькины грамоты», обман и последующая вольная трактовка международного права, когда оккупант-Россия выступает как пострадавшая от оккупированной страны. Про Грузию, которая в 144 раза меньше России, все знают со слов Кремля – это «Тбилиси первым начал войну».
Источник: glavcom.ua