Эту фразу я случайно услышал в коротком разговоре между молодой мусульманкой и женщиной-кассиром в одном немецком магазине. Увидев соотечественницу, молодая девушка, одетая по строгому мусульманскому обычаю: черная широкая одежда, полностью скрывающая тело, и черный длинный платок, оставляющий открытым только лицо, — на чистом русском языке, без какого-либо акцента, спросила продавщицу, молодую симпатичную блондинку, о том, откуда она родом. В ответ девушка-продавец сказала: «Я с Украины. Это там, где сейчас война».
То, что украинцы отвечают подобным образом на самый обыкновенный вопрос, откуда вы родом?, это наша вина: вина России и русского народа. Кровь погибших на Украине людей, боль и страдания жителей Украины, жизни которых были переломанны нападением России на Украину – все это на наших русских руках и на нашей русской совести.
Мы развязали войну по отношению к стране, которая с момента своего возникновения в 1991 ни разу не проводила враждебную по отношению к России политику. Украина никогда не нападала на Россию. Она никогда не предоставляла свою территорию другим государствам для нападения на Россию. Украина никогда не предоставляла свою территорию враждебным по отношению к России государствам для размещения военных баз. Она никогда не готовила и не предоставляла свою территорию другим государствам для подготовки боевиков и террористов с последующей засылкой на территорию России.
И вот на такую страну мы подло напали, без объявления войны, оккупировав Крым и поддерживая вооруженных пророссийских боевиков, поставляя им оружие, боеприпасы, деньги, наемников, а также посылая время от времени на восток Украины части регулярной российской армии.
Пару месяцев спустя после описанного выше разговора в магазине мне довелось стать невольным слушателем беседы между тремя немецкими мужиками средних лет, которые ехали в том же поезде, что и я. Судя по одежде и обвешанности гаджетами, они все неплохо зарабатывают. За время пути они много о чем разговаривали, в том числе уделили немало времени войне между Россией и Украиной.
Немцы однозначно называли Россию страной-агрессором. Страной, которая уважает только силу и понимает разговор только с позиции силы. Страной, которая силой навязывает свою волю соседним странам. Страной, которая враждебно настроена по отношению к Европе. Страной, от которой можно ожидать все, что угодно. Вина за то, что на востоке Европы возникла российская угроза, по мнению этих мужчин, частично лежит также и на ЕС. Европейские страны допустили ошибку в 2008, закрыв глаза на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. По мнению моих попутчиков, уже тогда ЕС должен был дать России по рукам, чтобы остановить российскую агрессию.
Конечно, не стоит преувеличивать степень увлеченности немцев темой российско-украинской войны. Мои коллеги на работе, например, ни разу за все эти месяцы не заговорили об Украине. Все же данный разговор является хорошим индикатором того, как в немецком общественном мнении меняется восприятие России. Кратко его можно охарактеризовать, как негативно-нейтральное. Нейтральное, потому что для большинства немцев Украина находится где-то на переферии Вселеной их интересов. Негативное, потому что у очень многих кто что-то видел, слышал, читал, говорил об Украине формируется новый образ России: как страны агрессивной; страны, развязавшей войну в Европе; страны, враждебной по отношению ЕС и европейским ценностям; страны, в негативном смысле слова, непредсказуемой; страны, от которой нужно держаться подальше; страны, интеграции и стирания границ с которой нужно избегать.
Совсем недавно, буквально до оккупации нашей страной Крыма, образ России в немецком общественном мнении был совершенно иным: положительно-нейтральным. Так, во время российско-грузинской войны 2008 подавляющее большинство немцев, с которыми я разговаривал, поддерживали применение Россией силы против Грузии, т.к. нападению подверглись российские миротворцы и граждане России в Южной Осетии. Или еще ранее во время украино-российских газовых войн. Все немцы, с которыми мне довелось общаться на данную тему, были возмущены наглым поведением Украины в тех конфликтах. Тогда мне немцы говорили: почему Германия платит за газ вовремя и в полном объеме, а Украина считает, что она какая-то особенная и может за газ не платить?! Более того, еще и ворует газ, который купили и оплатили другие!
Алексей Соловьев
Источник: echo.msk.ru