Кавказ гуманный | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

На Северном Кавказе возрождают традиции общественного служения и меценатства. Сколько же на Северном Кавказе неравнодушных, неуспокоенных душою людей! Благотворители, активисты, волонтеры, правозащитники… Питерский режиссер Алина Акоефф создает карту вымерших сел Северной и Южной Осетии. Чеченец Сайпутдин Гучигов занимается возвращением русских в родную республику. Футбольный фанат «Алании» Сослан Дидаров возрождает традиции хорового пения… на стадионах. «Кавказская политика» собрала вместе самые яркие истории, каждая из которых – пример самоотреченного служения обществу.

Барометр души

На днях в Москве подведут итоги всероссийского конкурса «Гражданская инициатива», который поводит Комитет гражданских инициатив, возглавляемый бывшим министром финансов Алексеем Кудриным. Участвуют в конкурсе социальные, волонтерские, гуманитарные проекты со всей страны – всего 910 заявок из 72 регионов (в прошлом году участников было вдвое меньше).

Региональные этапы уже прошли в девяти городах России, ну а победителей всероссийского этапа назовут по итогам открытого интернет-голосования. Они получат статуэтку со смыслом (золотой росток, пробивающий глыбу льда, символизирующего косность и равнодушие), 200 тысяч рублей, а главное – Комитет гражданских инициатив обещает помочь в реализации их проектов.

В нынешнем году лидером по числу заявок оказались Забайкальский край (92 инициативы) и Ставрополье (77 инициатив). А вот что касается республик Северного Кавказа, то активность проявили почему-то лишь три региона – Северная Осетия (5 проектов), Дагестан (3 проекта) и Чечня (2 проекта).

Среди них, наверное, самый обсуждаемый, – «Русское слово открывает миру Дагестан», который представил фонд Расула Гамзатова. Это международная программа чтения: люди из разных уголков планеты (даже в Таиланде и Франции) популяризуют произведения русской классической литературы.

Пушкин, Лермонтов, Толстой – известные всеми миру имена, люди, которые любили Кавказ и писали о нем. В одном ряду с ними стоит и Расул Гамзатов – в программу чтения включили его лирическую повесть «Мой Дагестан» в блестящем переводе на русский язык Владимира Солоухина.

Дагестанец по крови, русский по духу

Проект «Русское слово» существует уже третий год, и, как признаются организаторы, за это время удалось провести уже более ста литературных мероприятий: это дни открытых дверей, выставки, декламации, публичные чтения, «круглые столы»… Издано полсотни методичек о продвижении художественной литературы на русском языке.

Впрочем, любые цифры отчетов – это лишь крючки на бумаге. Главное – авторы проекта сумели наполнить живительной силой понятие «Русский мир». Это мир общих смыслов, ценностей, представлений людей, отделенных порой друг от друга тысячами километров. И особо символично, что автор этого проекта – дагестанец по крови, но русский по духу, директор хасавюртовской библиотечной системы Эльмир Якубов.

Эльмир Нурмагомедович представил на премию еще один проект, связанный с именем его великого земляка Расула Гамзатова – «Певец добра и человечности». Проект, что и говорить, масштабный: «благословение» он получил от первых лиц республики, а также писателей Бориса Евсеева и Людмилы Улицкой. К нему уже присоединились более 50 тысяч человек: это библиотекари, волонтеры, участники этнотуров по гамзатовским местам и конкурсов юношеского творчества, посвященных наследию Гамзатова…

Был такой город. И будет

Еще один дагестанский проект называется «Был такой город», его представила республиканская общественная организация психологов и социальных работников. Они кропотливо собирают любую доступную информацию (будь то фото из семейных архивов или воспоминания современников) о жизни городов Дагестана в былые годы.

Год назад в рамках этого проекта вышла книга «Был такой город», посвященная Махачкале, в основу которой легли воспоминания нескольких десятков жителей. На ее страницах вы не найдете военных побед или свершений пятилеток – того, что убеленные сединами академики считают единственным «мерилом» истории страны.

Но это тоже история, рассказанная не суконным языком «окон РОСТА», а самыми обычными людьми – о своих родных и близких, улочках и базарах, городских страшилках и детских радостях, первой любви и последнем расставании… В общем, то, что называется на буржуйский манер oral history и чего очень не хватает для понимания собственного прошлого новому поколению.

Воспоминаний, собранных автором книги, журналисткой Светланой Анохиной (Амировой), хватит еще на несколько томов. Присылали их читатели дагестанских газет («Черновик», «Новое дело» и «Настоящее время»), которые охотно включились в этот культурный проект.

Русские: возвращение в Грозный

Чеченское молодежное движение «Диалог», которое возглавляет член республиканского совета по правам человека Луиза Аюбова, запускает «Школу молодежного лидера». Участвовать в ней будут общественные активисты, журналисты, волонтеры – причем не только из самой Чечни, но и из Северной Осетии. Форматы самые разные – видеоуроки, пресс-конференции, «круглые столы».

Причем «учиться быть лидерами» предстоит в два этапа: сначала сами ребята будут проводить встречи со школьниками и студентами, а затем с ними самими – опытные тренеры, чиновники, медийные лица… Главную задачу школы Луиза Аюбова формулирует так – «повышение роли молодых лидеров в миротворчестве, развитии толерантности, предотвращении и разрешении конфликтов». Задача, что и говорить, благая – поэтому проект уже поддержали и Рамзан Кадыров, и Общественная палата республики, и министерство образования и науки.

Слово «мир» так важно для израненной войнами республики. Читается оно и в названии другой инициативы, которую предложила общественная организация «Наш дом – город Грозный», возглавляемая Сайпуддином Гучиговым («Кавказская политика» уже рассказывала о нем в статье «Почему чеченец помогает русским вернуться в Грозный»).

Гучигов действительно мечтает вернуть Чечне довоенный статус по настоящему многонациональной республики. И волонтеры организации помогают сегодня русскоязычному населению Чечни (это примерно 25 тысяч человек, или 2% всех жителей): убирают православные кладбища, на средства спонсоров помогают с поездками на могилы родных и близких тем, кто покинул республику. Особое внимание – тем, кто хочет навсегда вернуться в Грозный, хотя их, увы, и единицы. 

Мучительный поиск идентичности

Северная Осетия представила на конкурс «Гражданская инициатива» пять проектов, среди которых все, так или иначе, связаны с гражданской идентичностью. Например, доцент Горского государственного аграрного университета (ГГАУ) Элеонора Цагараева (кстати, вовсе не гуманитарий, а химик) предложила провести молодежный фестиваль «Кавказское единство». По ее задумке, это должна быть постоянно действующая интеллектуальная площадка для ребят из разных регионов СКФО, где они могут открыто обсуждать межэтнические и межконфессиональные отношения.

А вот другой преподаватель Горского аграрного университета (правда, уже юрист) Дзерасса Арчегова предлагает создать в Северной Осетии творческую площадку для воспитанников детских домов «Всегда рядом». Проект свой девушка уже представляла в лагере «Машук»: она уверена, что полноценная социализация детей-сирот невозможна без раскрытия их талантов. А они от природы многогранны: Арчегова предлагает проводить для ребят творческие фестивали фестивали и конкурсы, спартакиады, тренинги и семинары.

Телережиссер Алина Акоефф из Владикавказа создала сайт «Потерянная Осетия», на котором волонтеры скрупулезно собирают сведения о вымерших селах и памятниках культуры Северной и Южной Осетии. Сейчас на карте «потерянных» населенных пунктов уже почти 230, и каждый месяц добавляется новый.

Сама Алина прикоснулась к осетинской истории почти случайно – снимала фильм о детях Беслана… Минуло два года, и сейчас она все свободное время уделяет своему сайту – такого, любой специалист скажет, больше нет ни в одном регионе страны. Хотя брошенных, умерших, забытых сел десятки и в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии… Жаль, таких подвижников, как Алина, больше нет.

Удивителен и проект объединения болельщиков футбольной команды «Алания». Удивителен креативным подходом: ребята предлагают устраивать хоровое пение на матчах команд из разных уголков страны, тем самым пробуждая братские чувства у русских, осетин, чеченцев, татар…

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий