«Лукашенко уверен, что Путин не выдержит давления Запада» | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Помнится, что белорусский президент не раз говорил, что «мы (белорусы) танки на Москву не пропустим». Но на самом деле А. Лукашенко оказался в авангарде западного наступления на Москву.

Начало зимнего политического сезона совпало с различного рода сенсационными событиями, которые, как правило, вызывают положительные эмоции у белорусского руководства.

В частности, озвученное В. Путиным во время визита в Анкару решение об отказе от строительства газопровода «Южный поток» было расценено в белорусских «верхах», как свидетельство правильности курса на расширение контактов Минска с Евросоюзом. Более того, кое-кто в среде высшей белорусской номенклатуры вспомнил о проекте второй очереди газопровода «Ямал-Европа». Но главное даже не в наивных надеждах на перехват российских энергоносителей, а в надеждах на то, что Россия «будет наказана».

Какая Россия нужна Беларуси?

Этот момент исключительно важен для понимания мотивации белорусских властей. Действительно, какая Россия нужна Беларуси? Сильная и независимая или слабая и изолированная?

Можно сказать по-другому: какой России будет нужнее современная Беларусь? Слабой или сильной. Судя по реакции белорусских властей, сейчас Минск заинтересован в слабой России.

Именно слабая Россия будет вынуждена безропотно удовлетворять все возрастающие энергетические, финансовые и иные белорусские аппетиты, принимать на свою таможенную территорию бесконечную контрабанду, прикрывать и поддерживать правящий в республике политический режим. Слабая Москва будет вынуждена покупать лояльности Минска нефтью по внутрироссийским ценам и самым дешевым на континенте газом. Именно поэтому все российские неудачи и проблемы у белорусских властей воспринимаются с огромной радостью.

Именно в таком злорадном ключе в Минске рассматривается подходящая к концу история о вертолетоносцах «Мистраль», а случившаяся на минувшей неделе перестрелка с бандформированием в центре столицы Чечни вызвала настоящее ликование у белорусского руководства. Стоит обратить внимание на заголовок статьи «Послание на фоне стрельбы в Грозном» (!) («СБ», № 232, 05.12.2014) и конец статьи: «Послание прошло на фоне стрельбы в Грозном. И это — весьма тревожный фон. Мне подумалось: действительно, сегодня России тяжело. Сегодня у нее немного союзников. Самый последовательный — Беларусь. И это в Москве никому нельзя забывать…». В общем, официальный Минск в разгар «контрабандного» кризиса выражает надежду на то, что в России и у России прибавится тяжелых проблем и на этом фоне она махнет рукой на «шалости» своего «союзника». Есть более важные дела у Кремля.

«Друг познается в беде»

За российско-белорусскими отношениями давно отмечается одна интересная особенность. Как только Россия хватает белорусских контрабандистов за руку, как говорится прямо на ящиках с белорусскими киви, так сразу в Минске вспоминают, что Россия и Белоруссия являются «союзниками», т.е. имеет полное право и дальше шарить в кармане восточного соседа. Помнится, водопад статей в белорусской печати летом 2011 года, когда белорусская экономика летела под откос, а выхваченные из экономики три миллиарда долларов неожиданно проявились в Сирии. Каждая статья заканчивалась однотипным всхлипыванием: «Ну мы же союзники», «Не помочь сейчас Беларуси, завтра никто не поможет России», «Неужели Москве уже не нужен единственный союзник?» и т.д.

Вот и сейчас обнаружились целые порталы – т.н. «далбаи», которые плодят целые тиражи анонимных статьей, в которых апелляции к «союзничеству» сопровождаются угрозами в стиле шакала Табаки из «Маугли»: «А мы уйдем на север!» (в данном случае, на Запад) – это скорее шантаж, а не союзничество. Понятно, что в данном случае работают белорусские спецслужбы… да они особо и не скрываются.

Любопытно то, что с февраля текущего года, когда официальный Минск демонстративно проводил свою особую политику в отношении Киева, он как-то не вспоминал о своем союзническом статусе.

Контрабандный ажиотаж в белорусских СМИ понятен, как и понятно возмущение А. Лукашенко. Под ударом оказалась целая отрасль экономики Беларуси, включающей в себя не только таможенные терминалы, логистические центры, но и склады с цехами и конвейерными линиями по переупаковке. В отрасли работают десятки тысяч людей, включая водителей фур и в неё вложены огромные деньги.

Белорусский контрабандный терминал до недавнего времени демонстрировал фантастическую эффективность и власти республики, естественно, хотели бы, чтобы уже закупленные в Европе к новогоднему столу россиян продовольственные товары на сумму от 100 до 150 млн. долларов, которые ныне складированы по всей Беларуси, все-таки прорвались на российский рынок. Отсюда и столь масштабный белорусской пограничный шантаж на российско-белорусских рубежах.

Российские санкции против Беларуси

Проблема с белорусским продовольственным экспортом и так называемым транзитом так и не решена, хотя А. Лукашенко в начале месяца очень грозно требовал от чиновников её немедленно решить. Российский рынок вступил в период предновогоднего ажиотажа, когда делается минимум квартальная выручка. Понятно, что для поставок осталось не более пары недель, а потом все запасы европейского подсанкционного товара можно будет выбросить на свалку. Между тем, Москва упорствует, что удивляет Минск, где до настоящего момента уверены, что, во-первых, Россия сейчас не в том положении, чтобы упираться и сориться с «союзником», а во-вторых, россияне буквально голодают и выстраиваются в очередях у магазинов, ожидая поставки из Беларуси – кормилицы. Как это не печально, но автор этих строк в данном случае не увлекается сарказмом. Дело в том, что в белорусской правящей номенклатуре и в политическом классе, включая оппозицию, продолжают жить еще с советской поры поразительно живучие мифы о «вечно голодной России».

К концу завершившейся недели на экранах российских телевизионных каналов всплыла крайне удрученная физиономия заместителя премьер министра РБ Михаила Русого, который упавшим голосом сообщил, что с четырех комбинатов в Беларуси санкции сняты и их продукция может отгружаться на российский рынок, а вот с остальными проблемы остаются. Надо подождать.

Однако Минск ждать не стал и приступил к операции «Граница».

Граница

Согласно соглашений о Таможенном союзе какой-либо контроль на бывшей российско-белорусской границе является незаконным. Так что летучие заставы российских санитарных служб (потом появились стационарные пункты) являются нарушением основ евразийской интеграции.

Но с другой стороны, белорусская сторона также активно нарушала соглашения о ТС, подделывая документы на товар, используя низкосортное зарубежное сырье для переработки и организовывая «казахстанский» маршрут для «белорусских» мандарин и хурмы.

После введения запрета на транзит и поставки переработанной продукции белорусского производства, российская граница стала формироваться буквально на глазах. Так что вдруг возникшие КПП с белорусской стороны не оказались новостью. С самого начала было понятно, что Минск начнет отыгрываться на автотранспорте, идущем из России, т.е. повторится ситуация 2010 г., когда в рамках последней «молочной войны» белорусская сторона решила использовать последний аргумент — границу, выставив пограничные посты. Четыре года назад шантаж помог проломить российскую позицию.

«Око за око»

В Минске почему-то считают, что в Москве очень озабочены свободным транзитом в Европу по белорусским дорогам. Ведь по идее, проезд через Украину фактически закрыт, а ехать через Литву не очень уютно. Считается, что задержка и проверка как грузового, так и легкового автотранспорта подвигнет Москву на уступки.

Но при этом не учитывается, что в данном случае Минск нарушает те же интеграционные соглашения, на которые так любит ссылаться белорусская сторона в споре с Россией. Но, исходя из белорусской традиции, то, что делает Беларусь – все законно, честно, вкусно и т.д. Все что делает Россия – незаконно, подло, отвратительно и т.д. Причем в данном случае Минск действует зеркально, по принципу «око за око».

К чему в реальности может привести пограничный кризис? С одной стороны, Минск уверен, что Москва, опасаясь за судьбу евразийской интеграции, «сломается» и даст «зеленый свет» «казахстанскому» маршруту. Это будет политической победой А. Лукашенко. Исключительно важно, чтобы Москва начала идти на уступки перед Западом, начиная именно с Минска.

Однако, теоретически возможна ситуация, когда Россия, учитывая любовь белорусской стороны к границам, поддержит Минск и вернет реальную полноценную границу. При этом Москва понесет определённые потери, которые, в общем, она почти не заметит, но для Минска такой поворот может оказаться смертельным.

Что впереди?

На пороге 2015 года российско-белорусские отношения втягиваются в настоящий кризис и если не будут срочно предприняты решительные политические меры, то данная контрабандная история, скажем так, может омрачить радость от пятого президентского срока. Но, судя по победоносной риторике А. Лукашенко, белорусского президента не очень волнуют обиды Москвы. Он всеми силами подстегивает своих олигархов и подведомственные Управлению делами президента структуры вытягивать из России все возможные ресурсы. Как уже не раз отмечал автор этих строк, в Минске уверены, что В. Путин не выдержит давления Запада и Россия обречена. Так что А. Лукашенко торопится… Завтра налетит «воронье», прежде всего Украина…

В плане полемики

На обвинения в контрабанде со стороны Москвы официальный Минск мгновенно отреагировал настоящей информационной войной в духе первого десятилетия текущего века: вместе с истерикой А. Лукашенко на Россию обрушилась волна негодования белорусских СМИ. В принципе, столь эмоциональная реакция говорит о том, что решения Россельхознадзора попали в точку: Минск поймали с поличным на том, что он пользуется бедой соседа-союзника, т.е. беззастенчиво занимается традиционным белорусским промыслом – мародерством (контрабандой, конфискатом и т.д.).

Кто-то из белорусских читателей скажет, что для российского руководства сущность А. Лукашенко не является тайной. За многие годы полудружбы и одновременно полувойны с официальным Минском Кремль давно бы мог разобраться и убедиться в недоговороспособности белорусского президента.

В принципе, данный упрек можно считать правильным и столь демонстративное антироссийское А. Лукашенко вроде как дает солидное основание для того, чтобы разорвать с пожизненным главой Беларуси все отношения, если бы… не белорусский политический класс. Стоит обратить внимание на то, что в принципе политический класс республики не видит в поведении А. Лукашенко ничего предосудительного, считая, что жить за счет России – это наследственная привилегия Беларуси и А. Лукашенко прекрасно справляется со своей задачей «потрошителя» российского бюджета и карманов российских граждан.

Даже оппоненты белорусского президента просто заходятся в экстазе, крича с одной стороны, что «так вам москалям и надо», а с другой стороны призывая и дальше А. Лукашенко по сути… разваливать ТС-ЕАЭС. Между тем в белорусском обществе и политическом классе не нашлось ни одного политического деятеля, который бы заявил, что обещания, данные пусть и кому-то в Беларуси ненавистной России принято выполнять. Добавив при этом, что такого рода обман ставит крест на имидже не только А. Лукашенко, но и самой Беларуси и её граждан. Или кто-то в республике наивно думает, что лично он ничего не имеет общего с образом своего президента? Это очень широко распространенное заблуждение и оно опровергается практикой. Стоит сравнить отношение к белорусам в России в не столь далекие 1990-е годы и сейчас.

Итак, бешенная пропагандистская активность белорусской стороны позволила сделать вывод о том, что

— договоренности декабря 2010 года об информационной сдержанности канули в Лету;

— А. Лукашенко не преминул использовать «контрабандный кризис» для целей своего пиара на Западе. Фактически он присоединился к критике России со стороны Вашингтона, Брюсселя, Лондона, не говоря уже о Киеве, Варшаве и Вильнюсе;

— белорусский президент уверен в своей безнаказанности, так как Россия в одиночку противостоит экономическим санкциям и давлению со стороны Запада.

Вернемся немного назад. Задание на осень 2014

Обратимся к предыдущей статье из собрания «заданий». Автор этих строк писал три месяца назад следующее: «Выбор сценариев у А. Лукашенко небольшой. В принципе, в своем очередном западном дрейфе на фоне бушующей украинской трагедии, Минск оказался совсем рядом с «точкой невозврата». У автора этих строк нет сомнений, что если бы Донецк и Луганск были взяты, то мы увидели бы другого А. Лукашенко.

Но интрига еще не закончилась. А. Лукашенко в период очень сложного и опасного своими кризисами осеннего политического сезона будет старательно лавировать на фоне политического противостояния между Россией и Западом. Впереди газовый конфликт, уклониться от которого Киеву, Брюсселю и Москве практически невозможно.

Нет сомнений, что Москва извлечет уроки из украинской гражданской войны и политика России на постсоветском пространстве будет существенно меняться. Впишется ли А. Лукашенко, который продолжает ждать от России серьёзную финансовую поддержку в преддверии очередных проблем с курсом белорусского рубля, в изменения внешнеполитического курса России, покажет будущее» (http://politoboz.com/content/zadanie-na-osen-2014). Последний абзац самый важный, так как контрабандный российско-белорусский кризис продемонстрировал, что Москва начинает свою региональную политику менять.

Задание на зиму 2014

В данном случае все зависит от В. Путина. Опытный политический наблюдатель давно обратил внимание, что российский президент пока уклоняется от комментирования ситуации, сложившейся на российско-белорусской границе. При этом А. Лукашенко буквально изнуряет себя эмоциональными заявлениями, граничащими с оскорблениями в адрес российской стороны. Понятно, что белорусский президент активно провоцирует Кремль, ему очень нужно, чтобы конфликт Беларуси с Россией стал главной темой в контексте общего противостояния России с Западом. В данном случае, Минск играет по крупному.

Помнится, что белорусский президент не раз говорил, что «мы (белорусы) танки на Москву не пропустим». Но на самом деле А. Лукашенко оказался в авангарде западного наступления на Москву.

Сейчас ему необходимо любыми путями добиться уступок от России, поставить её в унизительное положение, почувствовать себя хозяином на российском продовольственном, а потом и политическом рынках. Судя по проявляющимся амбициям, А. Лукашенко уверен в успехе.

Андрей Суздальцев

Источник: udf.by


Читайте также:

Добавить комментарий