Автомобильный рынок попал в сильнейшую с 2008 года турбулентность. Валютные колебания уже заставили производителей поднимать цены на свою продукцию, и что будет в 2015 году даже участники рынка прогнозируют с осторожностью. Ажиотажным спросом в нынешней ситуации пользуются премиальные марки. Найти в наличии Toyota Land Cruiser 200, Porsche Macan, или Volkswagen Touareg в уральской столице – даже не мечтайте. Что не успели в панике купить уральцы, раскупили казахи. В их стране цены уже перевели в доллары, и теперь для них купить машину дешевле в России. На 2015 год автодилеры не ждут для себя ничего хорошего, уже сейчас банки включили их в стоп-листы по кредитам. Кое-кто приготовился резать зарплаты и штат. Подробности – в обзоре Znak.com.
Происходящее сейчас на автомобильном рынке – уже который день топовая тема профильного раздела городского форума «Е1». Сообщения оттуда – как биржевые сводки, с той разницей, что речь не о падении, а о серьезном росте цен. «Знаю ситуацию по VW (Volkswagen, – прим. ред.), цены выросли на 5%, после нового года еще минимум на 10%», – сообщил пользователь «varvatoss». «С 1 декабря ВАЗ – 3-7%, VW – 2-5%, BMW – 10%», – добавил «Депардье из Саранска». «Toyota поднимет цены на «крузаки» (Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200, – прим. ред.) где-то на 10-15%», – поделился «Герман_К».
Тенденция общероссийская. По данным РБК, цены начали повышать практически все производители. Renault в ноябре на 4%, с 1 декабря еще на 1%, с 8 декабря еще на 2%. VW прибавит к нынешнему ценнику 5% в январе и, как полагают дилеры, столько же в феврале. Opel со 2 декабря поднял цены на 4-14%. Peugeot в течение года корректировал цены на 8%, в январе ожидается повышение примерно на 7%. Volvo с начала следующего года подорожает в среднем на 10%. Как сообщило аналитическое агентство «Автостат», новые ценники уже начали поступать дилерам. Audi анонсировала повышение цен на 9% с 1 января. Toyota до конца текущего года не анонсирует повышения, что будет потом – без комментариев. У Nissan подорожали отдельные модели: Almera (на 2%), Juke (2,5%), Qashqai (3%), Terrano (2%). Mazda в зависимости от моделей прибавила 1-7%. Корейцы начали дорожать с ноября: Kia и Hyundai на 0,5-1%, SsangYong – на 20-30% и еще на 3-5% с января. Ford повысил цены на 1% с декабря и планирует повысить еще на 5% с января 2015 года.
Премиальный сегмент также не удержится на нынешнем уровне, говорит екатеринбургский бизнесмен Евгений Мак, занимающийся поставками Bentley, Rolls-Royce и Ferrari. По его словам, цена на машины в рублях будет сообразна курсовым колебаниям. Впрочем, Мак признает, что «пока еще есть машины по старым ценникам», даже под заказ.
«Bentley и Ferrari привязаны к евро, Rolls-Royce – к доллару. Раньше фиксировали в рублях, но с учетом курсовых колебаний надо садиться с юристами и что-то думать», –говорит Мак.
Спрос, по его словам, на эти марки «существенно» не упал – «это все-таки состоятельные люди». Аналогичная ситуация наблюдается в екатеринбургских салонах и по другим маркам стоимостью от 1,5 млн рублей и выше. Многих просто не осталось в наличии.
Аналогичная ситуация с Land Cruiser 200 (цена 2,99-3,6 млн рублей). Сколько придется доплачивать за внедорожники весной наш собеседник из отдела продаж даже предположить затруднился, сказав лишь «не менее 80 тыс. рублей». Ситуация с Highlander (1,74-1,92 млн рублей) еще хуже – ближайшая запись на поставку через 1,5 года.
Найти в наличии новый Volkswagen Touareg (2,2-3,6 млн рублей) также не удалось. Впрочем, в дилерском центре «Автогранд» предложили две машины «через две недели». Одна оговорка – бюджетных комплектаций тоже придется ждать до весны. У того, что предлагается, ценник за счет дополнительных пакетов оборудования ощутимо выше. На вопрос, почем обойдется машина через три месяца, наш собеседник признается: «Это даже для нас загадка».
Екатеринбургское представительство Porsche из наличия сумело предложить только несколько вариантов Macan Turbo стоимостью 4,4-4,5 млн рублей (база от 3,9). Более доступного по цене Macan S придется ждать до августа 2015 года.
В «Британии» (дилер Land Rover, Jaguar) обещают «зафиксировать цену», если клиент заключает договор сейчас. Правда, ценник на машины здесь уже и так ощутимо подрос. В частности, Discovery 4 в самой скромной комплектации S вместо прежних 2,4 стоит 2,64 млн рублей.
В частности, в автосалоне «Киа» компании «Уникум-моторс» нам предложили несколько вариантов Kia Rio в наличии. Дилерский центр Renault «Lucky motors» разместил на своем сайте перечень из нескольких сотен машин, которые есть сейчас. Есть, в том числе, один из хитов продаж Duster, причем выбор комплектаций и расцветок достаточно широк. Впрочем, и здесь признают, что ситуация с ценами даже на перспективу ближайшего месяца им не ясна. Дилеры отечественных ВАЗ и УАЗ подтверждают только то, что роста цен не будет до конца года. При этом в дилерском центре ульяновского завода «Автоспецмаш» наличных УАЗ практически не оказалось. «Идет крупная поставка госструктуре», – пояснили в отделе продаж.
Шестопалов подтверждает сообщения форумов о соответствующем подорожании линейки BMW. «По VAG (Volkswagen Audi Gruppe, – прим. ред.), думаю, в следующем году тоже 7-10% рост», – уточняет наш собеседник.
С японскими производителями, считает Шестопалов, будет все сложнее. «Курс йены падал, почти как рубль. Но импортер той же Toyota – это их европейское подразделение с ценами в евро, – говорит глава «Автоплюс». – С учетом всех факторов повышение в этом сегменте будет медленнее и меньше. Это коммерческая тайна, но пока примерно на 3%». Шестопалов уверен, что сейчас «производители смотрят друг на друга» – «кто-то один поднимет, и это будет уже не остановить». В сложившейся ситуации импортерам придется «либо поднимать цены и заваливать продажи, либо резать собственную маржу». В более выигрышном положении окажутся те, кто сможет в этих условиях обновить модельный ряд и привлечь, таким образом, дополнительный интерес.
«Казахи метут сейчас вторичку, да и новые. Рубль к тенге упал на 20 процентов, вот и метут», – рассказал на форуме пользователь «Слава». «У казахов ценники на новые авто в баксах и евро. Например, по Тойотам: Камри Люкс 48500$, Хайлендер Люкс 71000$, Ленд Крузер 200 Люкс 104000$. В переводе на у.е. машины у нас стоят на порядок дешевле, чем у казахов», – объяснил «Евгений Ст.». «Land Cruiser 200 стоит [в России] меньше на 900 тыс. рублей», – подтвердил Шестопалов. Он называл еще одну причину происходящего: «С января 2015 года у них отменили НДС. Они сейчас эти машины отстаивают, а с нового года повезут к себе и сэкономят еще»
По итогам десяти месяцев 2014 года импорт легковых автомобилей в Россию упал на 20,3% до 595,7 тыс. машин. Такие данные со ссылкой на Федеральную таможенную службу (ФТС) России сегодня опубликовал «Автостат». Суммарно в Россию было ввезено легковых автомобилей на 11 млрд 527 млн долларов. В том числе из стран дальнего зарубежья – 567,1 тыс. машин на 11 млрд 307 млн долларов, из стран СНГ – 28,5 тыс. автомобилей на 220 млн долларов. Импорт грузовых автомобилей в январе-октябре сократился на 12,5% до 54,7 тыс. машин общей стоимостью 1 млрд 773 млн долларов.
По данным того же «Автостата» за девять месяцев 2014 года в России продали 1 млн 679 тыс. новых легковушек, что на 12,7% (243,8 тыс.) меньше, чем в 2013 году. Лишь шесть марок, в том числе три из премиального сегмента, показали положительную динамику: Lexus (плюс 18,9%), Mercedes Benz (13,7%), Nissan (12,2%), Mazda (12,1%), Land Rover (4,4%), Toyota (0,3%). Продажи остальных падали. Не стали исключеним и лидеры рынка: Hyundai (1,8%), Kia (6,5%), Renault (10,6%), Lada (17,8%). Восемь аутсайдеров продемонстрировали снижение объемов продаж в диапазоне от 26% до 43%: Ford (42,4%), Peugeot (40,5%), Suzuki (36,9%); Geely (32,7%), SsangYong (32,1%), Citroen (31,9%), Chevrolet (29,6%), Daewoo (26,5%).
В Екатеринбурге, отмечает агентство «Auto-Dealer-Екатеринбург», по итогам продаж на октябрь продано 63 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 19% (14535 машин) меньше показателей 2013 года. При этом октябрь оказался самым успешным для городского рынка новых автомобилей. Сказалась госпрограмма поддержки автопрома (компенсации за утилизацию авто и trade-in).
С учетом этого на 2015 год составлено несколько прогнозов динамики продаж. «Пессимистичный – 1,6 млн машин, – говорит Шестопалов. – Оптимистичный – 2,1 млн». Ситуация коснется дилерских центров напрямую.
Собеседники Znak.com апеллируют к опыту кризиса 2008-2009 годов, когда с местного рынка из-за долговой нагрузки вынужден был уйти «Автоленд», имевший собственные центры в Екатеринбурге, Уфе и Новосибирске (торговал Land Rover, Jaguar, Volvo, Mazda, Ford и входил в топ-20 крупнейших автодилеров России). Сейчас они работают под брендом группы компаний «Независимость» (7,5% рынка продаж автомобилей в России). Механизм был прост: основной кредитор «Автоленда» «Альфа-банк» конвертировал сумму займа в пользу своего автодилера («Альфа-групп» на тот момент контролировала 49,95% «Независимости»).
Сам Шестопалов приобрел автоцентр «Краснолесье» (в прошлом успешный дилер Land Rover, Jaguar, Volvo). «Точнее его долги», – поправил бизнесмен. Несмотря на кризис, с этого понедельника ему удалось вернуть для экс-«Краснолесья» дилерство Land Rover, Jaguar. К началу следующего года обещает вернуть права на сервисное обслуживание Volvo, а с февраля – право на продажи марки.
Не исключено, что в сложившихся условиях часть автоцентров пойдет на сокращение зарплат и персонала. По крайней мере, в приватной беседе с корреспондентом Znak.com сотрудник автоцентра «Автобан-Запад» (Opel, Chevrolet, Cadillac) сообщил, что им уже объявили о снижении фонда оплаты труда на 6%. Хотя, по мнению Шестопалова, увольнять сотрудников – самое последнее дело: «Мы ежегодно отправляем их по несколько раз на учебу в Москву. Сокращать дороже выйдет». Однако и он говорит, что в связи с прогнозируемым падением продаж доходы персонала, получавшего процент от проданных машин, снизятся.
Игорь Пушкарев
Источник: znak.com