Патриарх Кирилл — религиозная опора путинского национализма | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Патриарх Московский, глава всемогущей Русской православной церкви Кирилл стал главным союзников Владимира Путина в его антизападной политике, защите традиционных ценностей и борьбе с независимостью Украины, колыбели и законного наследия русского православия.

В январе 2009 года избрание главой всемогущей Русской православной церкви (насчитывает более 100 миллионов верующих) «молодого» (тогда ему было 62 года) патриарха Кирилла (в миру Владимир Михайлович Гундяев) приветствовалось по всему миру как признак открытости. Казалось, что возвышение этого блестящего интеллектуала, который долгое время занимался внешними связями Московского патриархата и был широко известен на Западе, свидетельствует о стремлении отойти от возникших с XIX века и усилившихся с распадом коммунизма изоляционистских рефлексов русского православия. Оно сулило вступление в современную эру церкви, которая знаменита приверженностью к литургической обрядности, строгостью догм и националистическим уклоном. 

Шесть лет спустя все надежды пошли прахом.

Как стало особенно заметно на фоне украинского кризиса, патриарх Кирилл превратился в одного из главных проводников доминирующей в путинской России националистической риторики. Именно он активно продвигает доктрину «русского мира», который охватывает не только Россию, Белоруссию и Украину, но и «огромные просторы Евразии». Именно он поддерживает память о сопротивлении польским захватчикам и говорит об угрозе «латининзации» (озападнивания, окатоличивания), которая означала бы полное разрушение цивилизационных основ России, ее подчинение внешним силам. 

Надежный защитник «духовности» страны от «нравственного упадка» Запада (который олицетворяют в частности однополые браки), царящего там разнузданного экономического либерализма, «гегемонии» США и исламской угрозы на Кавказе и в Западной Европе — патриарх Всея Руси (он уже оказал поддержку Владимиру Путину во время президентской кампании 2012 года) стал главным союзником главы государства. 

Его позиция, безусловно, соответствует византийской традиции и истории Российской империи, где патриарх играл не только духовную, но и политическую роль. Как бы то ни было, изначально его образование и связи по всей Европе вплоть до Ватикана, а также объявленное стремление модернизировать церковь позволяли надеяться на линию сближения с Западом, папой, Константинопольским престолом и патриархом Варфоломеем, который обладает историческим и почетным первенством в православном мире, но мало что значит перед лицом гегемонических поползновений русской церкви, ее численной и политической мощи. 

Украинский вопрос 

Украина стала главным полем ужесточения идеологической позиции РПЦ. В этой охваченной войной стране патриарх Кирилл отстаивает свое историческое и культурное наследие, ведомственный аппарат, приходы и финансы. 

Так, несмотря на провозглашение независимости Украины в 1991 году, православная церковь (Киев является ее колыбелью со времен крещения князя Владимира в 988 году) осталась в подчинении Московского патриархата. Она по-прежнему остается официальной, самой большой и так называемой «канонической» церковью, хотя сейчас и сталкивается со все большей конкуренцией со стороны украинской церкви, которая была сформирована после независимости страны и активно набирает популярность с начала событий на Майдане. Как отмечает специалист по восточным странам Ив Аман (Yves Hamant), «стремление к восстановлению единства православия в рамках единой православной автокефальной церкви становится все сильнее». «Автокефальность» Украины (то есть ее разрыв с Москвой) — это еще не дело завтрашнего дня, но «такая перспектива уже вырисовывается». 

Кроме того, революция на Майдане пробудила старые споры с греко-католической (униатской) церковью, которая находится в юрисдикции Ватикана, но придерживается православных обрядов. Ее духовенство и верующие (их особенно много на западе страны) активно поддерживают процесс демократизации Украины и ее новое руководство. Так, например, премьер-министр Арсений Яценюк — верующий греко-католик.

Все это создает серьезные неудобства для патриарха Кирилла. Его поверенный митрополит Илларион, высокообразованный полиглот и музыкант-любитель, вот уже год колесит по Европе с рассказами об угрозе религиозного сепаратизма и фашистской агрессии против православных церквей на Украине. Недавно Илларион побывал «наблюдателем» на заседании ватиканского синода по вопросам семьи и воспользовался возможностью, чтобы раскритиковать… действия католической церкви на Украине. 17 октября он повторил эти слова на личной встрече с папой Франциском, а затем и в беседе с отошедшим от дел Бенедиктом XVI. Такое форсирование темы в высших религиозных кругах поразило католическую общественность. 

В то же время патриарх Кирилл регулярно обращается с призывами к умеренности на Украине. Он повторяет, что православная церковь должна держаться подальше от драки. 18 марта, после аннексии Крыма он воздержался от участия в торжественной церемонии, на которой собрались президент Путин, члены обеих палат парламента, губернаторы и представители гражданского общества. В любом случае, Кирилл сегодня перечеркнул для себя роль посредника на восточной границе. Некоторые украинские священники официальной церкви даже больше не упоминают его имя в литургиях. Он оказался слишком близко к Кремлю и не может служить достойным доверия участником диалога конфликтующих сторон. 

К тому же, гипотетическая встреча папы Римского и Московского патриарха, о которой поговаривают уже не первый год, в обозримом будущем на повестке дня уже не стоит. Подобный примирительный шаг совершенно невозможен в воцарившейся сегодня в России атмосфере разгула национализма. Демократическая оппозиция охотно сравнивает папу Франциска, который пользуется репутацией защитника бедных и слабых и ведет аскетическую жизнь в Ватикане, и патриарха Кирилла с его пристрастием к красивой жизни, дорогим часам, лимузинам и особнякам. Главу РПЦ относят к авторитарной иерархии, которая бесконечно далека от народа и простого духовенства. 

Защита христианства в России 

После распада Советского Союза религия рассматривалась как альтернатива коммунизму, особенно на фоне самых страшных в истории преследований христианства. Реставрация соборов и церквей, значительный рост числа крещений и церковных браков (это с учетом стольких лет государственного атеизма) — все это свидетельствовало о настоящем духовном подъеме. Однако три десятилетия спустя осыпанная привилегиями (освобождение от налогов, возвращение собственности, доступ к государственным СМИ) церковь патриарха Кирилла работает по модели, которая мало чем отличается от существовавшей во времена империи. 

Она служит вспомогательной идеологией националистическому режиму, как с прискорбием отметил оппозиционный журналист Константин фон Эггерт на семинаре во Фрибургском университете в ноябре 2013 года:

«Для нее ценности современности и демократии — это не просто чуждые, а опасные для церкви ценности, угроза принципам ее доктрины. Западный мир рассматривает как носитель чуждых православию ценностей: Запад стремится навязать собственные ценности вроде прав человека и «противоестественной» сексуальной этики. Доказательство тому — однополые браки. Православная церковь же стремится сохранить традиционные ценности и нормы. Она считает себя защитницей того, что менять нельзя. Для нее мирское — угроза для церковного». 

Тема защиты традиционных ценностей, которую активно продвигают Владимир Путин и его «духовник» патриарх Кирилл, сейчас служит для скрепления альянсов с традиционалистскими католическими кругами и ультраправыми партиями в Европе, в частности с Национальным фронтом. 

Ни для кого не секрет, как принимают в Москве Марин Ле Пен, но это еще не все. Католические и правые сайты вроде Le salon beige, Riposte catholique, Chrétienté-info, Medias-Presse-Info и т.д. открыто выпускают официальную российскую пропаганду по Украине. А два вещающих во Франции российских СМИ («Голос России» и ProRussiaTV) рассказывают о позиции противников однополых браков и регулярно берут интервью у лидеров движения. В июне прошлого года евродепутат от Национального фронта и советник Марин Ле Пен Эмерик Шопрад (Aymeric Chauprade) отправился в Россию во главе делегации несогласных с законом Тобиры. Месяц спустя Институт демократии историка-националиста Натальи Нарочницкой организовал в Париже семинар на тему защиты семьи с участием Кристин Бутен (Christine Boutin) и Беатрис Бурж (Béatrice Bourges) из «Французской весны». 

Антизападная кампания Кремля и патриархата находит отклик в некоторых право-консервативных кругах и движениях защитников традиционного брака и жизни (иначе говоря, противников абортов), которые по большей части совершенно не разбираются в российских реалиях. 

Так было в начале 2014 года, когда в Москву наивно отправилась близкая к борцам с однополыми браками католическая делегация во главе с французским епископом, это вызывало мини-скандал в рядах французских иерархов. Как можно без понимания и критики поддерживать пропаганду о защите традиционных ценностей в России и восстановлении христианства в Европе, главными гарантами которого выступают президент Путин и патриарх Кирилл?

Анри Тенк

Источник: inosmi.ru


Читайте также:

Добавить комментарий