Проверка речи: девять вопросов к посланию Путина парламенту | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы обнаружили ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

В четверг, 4 декабря, президент Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Это ежегодный ритуал, смысл которого – проговорить приоритеты внутренней и внешней политики, обсудить достигнутое и помечтать о достижимом, чтобы депутаты, чиновники, силовики и все им сочувствующие могли сверить с президентом часы и воодушевились на новую продуктивную работу. Послание парламенту в этом году тем более ждали и потому, что в стране набирает силу экономический кризис, а четкие сигналы о планах власти поступают все реже – так, этой осенью Путин проигнорировал Бюджетное послание, очевидно не желая комментировать бюджет на 2015–2017 годы, показатели которого устарели еще до его принятия.

На этот раз президент решил не омрачать день перечислением экономических проблем, а сосредоточился на достижениях России по части отстаивания «многообразия мира», большого спорта и демографии. Хотя прозвучали и программные тезисы о поддержке отечественного производства, малого бизнеса и НКО. Мы проверили речь Путина на соответствие фактам и обнаружили несколько спорных моментов.

 1

Конечно, мы не можем сегодня не сказать о тех исторических событиях, которые произошли в этом году. Как известно, в марте этого года в Крыму состоялся референдум, на котором жители полуострова явно заявили о своем желании присоединиться к России. Затем последовало решение крымского парламента – и подчеркну, абсолютно легитимного, не надо об этом забывать, избранного еще в 2010 году, – решение крымского парламента о независимости.

Путин делает акцент на референдуме 16 марта 2014 года, не упоминая, что еще 11 марта тот самый парламент Крыма и городской совет Севастополя приняли «Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополь», в которой уже был прописан трехшаговый сценарий вхождения Крыма в состав России.

Легитимность крымского парламента никто не оспаривал, так что Путин возражает несуществующему оппоненту. Украинская сторона высказывала сомнения по поводу кворума на заседании Верховного совета Крыма, где было принято решение о референдуме, и о самой правомочности его назначения. Сообщалось и о фактах давления на парламентариев.

После референдума последовало обращение крымского парламента к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики, оформленное в виде постановления «О независимости Крыма» (при всей абсурдности этой формулировки ведь фактически, входя в состав России, Крым, наоборот, отказывался от независимости). Схема изложения событий, которую привел Путин, удобна тем, что во главу угла ставит народную волю, хотя в действительности присоединение к России инициировали депутаты Верховного совета Крыма.

 2

Именно здесь [в Крыму] находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

Путин ставит знак равенства между Древнерусским государством (со столицей в Киеве) и современной Россией (со столицей в Москве, впервые упомянутой в летописи в 1147 году). При таком подходе непонятно, какое место в историческом процессе занимает украинский народ, который трудно отнести к «монолитной русской нации». Если же он все-таки составляет ветвь «многоликой русской нации» в изложенной Путиным версии истории, логика тем более хромает: почему тогда украинскому народу отказывают в праве владеть местом, сакральном и для него? Обстоятельства крещения Владимира подробно разобрал экономист Андрей Илларионов – он привел доводы историков в пользу теории, что Владимир принял крещение в Василеве (неподалеку от Киева), а не в Херсонесе.

 3

Трудно даже поверить, с чего все [революция на Украине] началось – казалось бы, с технического решения президента Януковича перенести подписание договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. При этом, подчеркну, речь шла даже не об отказе от этого документа, а только о переносе сроков с целью его доработки. Это было сделано, напомню, в полном соответствии с конституционными полномочиями абсолютно легитимного и международно признанного главы государства. Как в связи с этим можно поддержать вооруженный захват власти, насилие, убийства?

Решение Януковича о переносе сроков подписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом фактически ставило крест на ассоциации. Президент Украины принял его после переговоров с Россией, по результатам которых для подписания соглашения требовалось, по сути, согласие Кремля или, в официальной формулировке, «снятие противоречий в экономическом сотрудничестве Украины с Россией и странами Таможенного союза».

При этом протест, связанный с отказом от подписания, вначале носил исключительно мирный характер. Фаза острого противостояния в Киеве началась из-за неоправданно жестокой попытки разгона Евромайдана 30 ноября прошлого года, так что инициатором насилия выступила власть. 

 4   
 
  Все доводы по поводу того, что Россия и Украина – члены зоны свободной торговли СНГ, что у нас исторически сложившаяся глубокая кооперация в промышленности и сельском хозяйстве, фактически единая инфраструктура, – эти аргументы никто не хотел не только рассматривать, но даже слушать.

Тогда мы сказали: хорошо, если вы не желаете вести с нами диалог, то мы вынуждены будем защищать наши законные интересы в одностороннем порядке и не будем платить за ошибочную, на наш взгляд, политику.

Результат: договор между Украиной и Евросоюзом подписан, ратифицирован, но применение его торгово-экономического раздела отложено до конца следующего года. Значит, в целом мы были правы?

Путин был бы прав, если бы зона свободной торговли СНГ была ареной честной конкуренции и кооперации, но практика наглядно показывает, что Россия постоянно прибегает к нетарифным ограничениям в торговле. Украинские производители сталкивались с запретом на поставки в Россию то животноводческой продукции, то кондитерских изделий или железнодорожных вагонов, то с квотами по поставкам труб. Россией постоянно декларировалась политика импортозамещения, стремление отказаться от закупок вертолетных двигателей и оборудования для атомных электростанций, составлявших весомую долю украинского экспорта. От такого частого употребления кнута выгода для пребывания Украины в зоне свободной торговли СНГ в долгосрочном плане представлялась сомнительной. Итог подобных действий был вполне предсказуем. Даже в мирном 2013 году, по данным Госстата Украины, экспорт украинских товаров в страны Евросоюза составил $16,76 млрд, тогда как в Россию лишь $15,07 млрд. 

А цифры за последние шесть месяцев свидетельствуют скорее не о правоте России, а о резком снижении значимости рынка СНГ для Украины: ее экспорт в Россию и страны Содружества упал на 30%, притом что экспорт товаров в ЕС вырос на 24%.      

5

Россия вносит, уже внесла свой огромный вклад в поддержку Украины. Здесь еще раз скажу, наши банки уже проинвестировали в Украину около $25 млрд. Минфин России выдал кредит в прошлом году – еще три миллиарда. «Газпром» прокредитовал экономику Украины еще на 5,5 – даже со скидкой, которую никто не обещал, на $4,5 млрд. Посчитайте, сколько это все вместе будет. Это $32,5–33,5 млрд.

Судя по информации источников РБК, названные Путиным $25 млрд инвестиций российских банков – это не недавние вложения в экономику Украины, а оценка возможных потерь российских банков из-за проблемных активов их украинских «дочек». Банки ожидают массовых неплатежей по кредитам, выданным на Украине, а также опасаются не окупить вложения в украинские офисы: в недвижимость, персонал, налаживание бизнес-связей. При этом сами эти вложения пришлись не на 2014 год, а шли с начала 2000-х (например, «Альфа-банк» работает на Украине с 2001 года).

Кроме того, половина из $25 млрд – это активы украинских «дочек», созданные не только благодаря вливаниям из России, но и за счет депозитов украинских физлиц и предприятий, а также заработанной прибыли. К тому же сам Владимир Путин в интервью германскому телеканалу ARD признал, что российские банки ссужали Украине не свои, а заемные деньги: «Если наши партнеры в Европе, в Штатах хотят помочь Украине, то как они могут подрывать финансовую базу, ограничивая доступ наших финансовых учреждений к международным рынкам капитала».

Что касается вклада «Газпрома» в поддержку Украины, надо принимать в расчет, что даже со скидкой $100 за тысячу кубов цена на российский газ для украинцев сейчас составляет $385 за тысячу кубов – дороже, чем Украина покупает у Словакии.

6

С 1 января 2015 года в полном объеме начнет работать Евразийский экономический союз.

Слова «в полном объеме» не совсем отвечают действительности. По словам министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева, полностью унифицированный рынок заработает к 2025 году. «Часть услуг – порядка 30 секторов – должны оказываться в режиме единого рынка с 1 января 2015 года. По финансовому сектору, транспорту, телекоммуникациям и строительству правительства договорились создавать единые рынки в ближайшие годы, а это половина экономики», – обещает он, добавляя, что хуже идут дела по торговле товарами двойного назначения, оружием, алкоголем, энергоресурсами.

7

Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их.

Зафиксировать действующие налоговые условия на четыре года уже невозможно: со второго полугодия 2015 года власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя имеют право ввести новый торговый сбор – закон об этом Путин подписал на прошлой неделе. Для остальных субъектов Федерации введение сбора отложено до принятия специального федерального закона, и, скорее всего, тоже не заставит себя ждать. 

Непонятно, относится ли предложение Путина только к налогам на бизнес или ко всем сборам в стране. Второй вариант еще менее реалистичен: например, по другому принятому на днях закону с 2015 года в Москве повышается налог на недвижимость для физлиц, а другие регионы получают право последовать ее примеру. 

8

Конечно, ослабление рубля усиливает риски краткосрочного всплеска инфляции. Необходимо защитить интересы граждан прежде всего с небольшими доходами, а правительству и регионам обеспечить контроль за ситуацией на рынках продуктов питания, лекарств, других товаров первой необходимости. Это точно можно сделать и нужно сделать. 

Вместе с тем ослабление национальной валюты, конечно, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний. Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трех-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства.

И снова логика. В первом абзаце Путин уверяет, что «точно можно и нужно» не допустить роста цен из-за ослабления рубля. А уже в следующем пассаже президент приветствует «повышение ценовой конъюнктуры», которая поможет российским компаниям встать на ноги. Хотя эта обтекаемая формулировка означает тот же рост цен – как минимум на импортные товары, благодаря чему отечественные производители окажутся в лучших условиях. Практика же показывает, что подорожание импорта в России неизбежно приводит и к росту остальных цен. Например, после вступления России в ВТО относительно дешевый импорт выступал ограничителем цен на отдельные продукты, и российские производители вынуждены были сдерживать свои цены даже себе в убыток. Запрет на ввоз свинины и других товаров из западных стран в августе 2014 года привел к росту цен.

9

В начале 2000-х годов эксперты ООН предрекали нам дальнейший демографический спад. По прогнозу ООН, население нашей страны к концу 2013 года должно было сократиться до 136 миллионов человек. На 1 января 2014 года население России составило почти 144 миллиона человек, на 8 миллионов больше прогноза ООН.

«Эксперты ООН» сплоховали, что и сказать. Первая цифра взята из доклада ООН World Population to 2300, где при интерполяции данных трехсотлетнего прогноза (график на странице 44) как раз получается оценка 136 млн на 2014 год. Правда, отчету этому уже 10 лет – он опубликован в 2004-м. Но это не мешает ни Путину, ни вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец до сих пор ссылаться на него как на бесспорное доказательство успехов демографической политики правительства.

Ложка дегтя: если взять цифры прогноза по Украине, где никаких похожих мер поддержки деторождения не предпринималось, мы получим примерно такое же расхождение – 42 млн человек на 2014 год по старому прогнозу ООН и 45,4 млн в действительности. Так что никакого демографического чуда тут нет, а есть лишь никчемная методика, придуманная кабинетными экспертами с амбициями посчитать все население Земли аж до 2300 года.    

Сырлыбай Айбусинов

Источник: slon.ru


Читайте также:

Добавить комментарий