С рогами в армию не брали | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

«Олений призыв» стал спасением в Заполярной войне

Одной из самых серьезных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта (Карфронта), было обеспечение транспортного сообщения при огромной протяженности линии боевых действий. Трактора, грузовики и даже лошади оставались не у дел из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова.

Надо учитывать, что впервые в истории длительные боевые действия велись крупными силами в условиях полярной зимы. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи, эвакуации раненых. И командующий Карфронтом генерал-лейтенант Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов.

В ноябре 1941-го это решение было одобрено Военным советом 14-й армии. Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела армии военветврач 1-го ранга Дмитрий Тульчинский. Штаты были разработаны еще до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека (из них 77 оленеводов-ездовых), 1015 ездовых оленей, 15 оленегонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входили штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет.

Саамские эшелоны

Первые транспорты формировались за счет Ловозерского и Саамского районов Мурманской области, где на выпасе до войны находились около 60 тысяч оленей. Всего за годы Великой Отечественной колхозы и совхозы Ловозерского района передали фронту 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи, 1119 нарт. Боец оленно-транспортного отряда К. Чупров вспоминал: «В октябре 1941 года из Варзино, Йоканьги, Лумбовки, Поноя, Сосновки и других сел ехали оленеводы в Каневку, где группировались все призванные в армию. 21 октября поехали двумя группами в сторону Ловозера, куда добрались 5 ноября. Дальше двигаться стало гораздо легче. Буквально за одну ночь добрались по шоссейной дороге до станции Пулозеро, совершив 90-километровый бросок. Здесь каждому оленю спилили рога. До Мурманска оленей везли в вагонах, а там грузили в трюм самоходной баржи. Ночью перевезли на мыс Мишукова».

“ Сверх задания совхоз обеспечил пастушескую бригаду лыжами,другим производственным и кухонным инвентарем. Выделены даже патефон с богатым набором пластинок, домино, шашки ”

Саамы в силу своего опыта и знания местных условий составляли ядро этих подразделений. Всего для формирования оленно-транспортных отрядов призвали 77 лучших оленеводов-саамов. Кроме того, призывались ловозерские коми и немногочисленные кольские ненцы. Например, взвод 2-го транспорта возглавил ненец Алексей Летков 1909 года рождения.

В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова, который стал зоной боевых действий, на передовых позициях и в близком тылу олени оказались незаменимы. Легкая упряжка одолевает по крепкому насту 50–80 километров за сутки. Олень сам себя кормит в тундре и в лесу. Не боится холода и вьюги. Не нарушает тишины, даже раненый не издает ни звука. Оленья упряжка с легкой нартой устраивала и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая. Саам Сорванов вспоминал: «Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь. Доставишь в госпиталь – человек теплый, живой».

Сначала было создано три армейских оленно-транспортных дивизиона, потом еще четыре. Ездовые олени появились в боевых порядках наших войск не только на Мурманском, но и на Кандалакшском и Лоухском направлениях. Когда в марте 1942 года образовалась 19-я армия Карельского фронта, один из отрядов передали ей.

Ненецкие эшелоны: начало формирования

Подготовка к формированию оленно-транспортных эшелонов началась в Ненецком национальном округе осенью 1941 года. 13 сентября начальник строевого управления Северного флота письменно запросил начштаба Архангельского военного округа (АрхВО) призвать для нужд флота 50 оленеводов-каюров и направить их в Мурманск. 17 сентября бюро Ненецкого окружкома ВКП(б) приняло совершенно секретное решение о подготовительных мероприятиях по формированию оленьих транспортов для Карельского фронта. В начале октября областные власти шифрованной телеграммой конкретизировали задание: «Нужно восемь тысяч ездовых оленей по колхозам и совхозам. Нужно 100–120 человек ездовых, хорошо владеющих русским языком, честных и смелых. Готовность – на 10 октября 1941 года».

В конце сентября началась подготовка контингентов ездовых оленей для РККА. Индигский оленесовхоз направил в распоряжение Архангельского военного округа 715 голов отборных быков (ездовых оленей), 77 грузовых и 19 легковых нарт с упряжью. Это была первая партия ненецких оленей для фронта.

Начались подготовительные мероприятия по созданию оленьих транспортов. 1 октября главный интендант АрхВО полковник Радуто направил в Ненецкий окрис-полком требование в течение месяца для обеспечения действующей армии изготовить две тысячи комплектов оленьей упряжи. 3 октября первый секретарь Архангельского обкома ВКП(б) Огородников телеграфировал окружным властям: «Готовьте за счет обобществленного стада две тысячи упряжек, для личного пользования впредь до особых указаний не брать». А 5 октября Архангельский обком обратился в ЦК ВКП(б) с докладной запиской, в которой предлагал широко использовать ездовых оленей на фронте.

Окружные власти вели активную подготовительную работу по формированию спецэшелонов: отбирались олени, готовилась упряжь. Колхозы и совхозы округа располагали достаточным количеством ездовых животных. Сложнее обстояло дело с упряжью и санями: не хватало материала, некому было их изготовить. Вопрос решался по-военному быстро – недостающее снаряжение стали собирать у оленеводов.

Первый секретарь Ненецкого окружкома ВКП(б) Кузин информировал областное руководство о ходе работы: «К 15 октября подготовлено четыре тысячи оленей, 685 саней, 632 упряжи, подобрано 80 человек ездовых. Подготовка продолжается. В кооперации, в колхозах нет кожи».

Сталинские олешки

В этот период ситуация под Москвой была катастрофической, вермахт окружил у Вязьмы войска Западного фронта. В конце ноября бои шли практически у стен столицы. Немудрено, что Государственный Комитет Обороны (ГКО) рассмотрел вопрос о формировании оленье-лыжных частей лишь на заседании 20 ноября. В день, когда танки и пехота противника находились в сорока километрах от стен Кремля, принимались решения об изготовлении опытных бронеплощадок для гвардейских минометов, об организации выпуска зажигательных бомб типа «огневые мешки», об увеличении производства гексогена, о производстве минометов в Ленинграде. Предпоследним, восьмым вопросом повестки было предложение Военсовета АрхВО о создании оленье-лыжных батальонов. Члены ГКО приняли его без возражений. В тот же день вышло секретное постановление № 930-с «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области» за подписью председателя ГКО и Верховного главнокомандующего И. Сталина. Высший орган власти предписывал Военному совету АрхВО организовать мобилизацию из расчета:

Всего планировалось поставить под ружье невиданную доселе армию в 10 000 ездовых оленей, 2000 нарт и 1400 каюров. Вся эта масса должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов – ударную силу для разгрома врага в Заполярье в надвигающемся 1942-м.

22 ноября 1941 года во исполнение решения ГКО Военный совет АрхВО строго секретным постановлением обязал органы власти и военные комиссариаты Коми АССР и Ненецкого национального округа подготовить оленей, нарты и каюров для отправки на фронт. Срок исполнения установили по-военному жестко – к 1 января 1942-го. На всю организацию, сборы и тысячеверстный путь отводилось пять недель. В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения».

Несмотря на масштабность и сложность задач, окружные власти быстро определили разнарядки на поставку оленей колхозам и совхозам, назначили ответственных за организацию перехода эшелонов в Архангельск. Подбирали людей с опытом работы в тундре, знавших оленеводство, одновременно обладавших организаторскими способностями, решительных и жестких. 25 ноября 1941 года состоялось решение бюро окружкома ВКП(б) по формированию оленно-транспортных эшелонов: «Мобилизовать из районов округа ездовых (каюров) 600 человек, из них по районам: Канино-Тиманскому – 185, Нижне-Печорскому – 160, Большеземельскому – 40 и городу Нарьян-Мар – 215 человек. Оленей по Канино-Тиманскому району – 1400 колхозных и 1100 из Индигского оленесовхоза, по Нижне-Печорскому району – 1630 колхозных и 900 совхозных и по Большеземельскому району – 1000 колхозных и 1100 совхозных». Из анализа этого документа явствует, что для исполнения решения ГКО мобилизовали не только оленеводов, а всех пригодных для этого призывников (колхозников, рыбаков, портовиков). Предполагалось, что тундровики быстро обучат остальных бойцов. Этот факт в личной беседе подтвердил один из последних солдат 31-й отдельной бригады Иван Филатов: «Выдали мне малицу, тобоки и поручили упряжку с хамбуем. Учился запрягать и вести оленей у Ивана Соболева».

Автору удалось собрать данные по 95 процентам призванных (570 человек) по решению ГКО в ноябре 1941 года. Собственно оленеводов-ненцев среди них насчитывалось всего 106 (18,3%). Фронтовик Алексей Латышев вспоминал: «На войну уходили из Шойны. Мобилизовали пастухов вместе с оленями, грузовыми и ездовыми нартами отправляли на фронт. Из того, первого призыва почти никто из молодых оленеводов назад на Канин не вернулся. Почти все пропали без вести. Пропасть без вести нашим тундровикам в те годы было очень просто, русский язык наши в то время плохо знали. Очень много ненцев утонуло во время переправ через реки, плавать у нас никто не умел». Действительно, ненцы, плохо знавшие русский язык, не понимали команд и в результате оказывались на фронте в трудном положении. Сознавая значимость оленеводов, старший политрук Панов (окружной военный комиссар), «будучи в Пеше, свыше 20 тундровых колхозников фактически в армию не призвал и медосмотра им не делал, а приказал зав. спецчастью т. Кобелеву внести их в списки призванных. По приезду в в/часть свыше 15 человек из них оказались со свидетельствами об освобождении от воинской обязанности, несколько человек сразу были отправлены в госпиталь на излечение». Как сообщал в феврале 1942-го начальник ненецкого эшелона № 3 Иван Талеев, окружной военный комиссар, не особо разбиравшийся в оленеводстве, активно вмешивался во все дела, «несколько раз публично оскорблял, называя перестраховщиком, бездельником и даже негодяем». Некомпетентность командиров Красной армии, участвовавших в формировании эшелонов, вносила значительную нервозность.

Но колхозы и совхозы оперативно выделили поголовье. Например, Индигский оленесовхоз сформировал стадо – 1100 быков (11,5% взрослого поголовья). Руководители с гордостью рапортовали: «По заданию совхозом выделены 1100 отборных транспортных оленей. Полностью выделен транспортный инвентарь. Сверх задания совхоз обеспечил пастушескую бригаду кроме чума лыжами, тынзеями и другим производственным и кухонным инвентарем. Выделены даже патефон с богатым набором пластинок, домино, шашки».

В конце ноября – начале декабря 1941 года оленно-транспортные эшелоны один за другим уходили на фронт. Собирали их в спешке, не всегда продумывая вопросы организации и отправки крупных стад. Темп продвижения задавался кавалерийский – 50 километров в сутки, тогда как реально стада могли проходить 15–20. Шедший головным по хорошим пастбищам канинский эшелон Ивана Дитятева сообщал 3 января 1942 года: «Отсутствие кормов, олени разошлись, мох предполагается впереди 50 км. Принимаю меры по сбору и продвижению». Эшелон Талеева – 1059 ездовых оленей, принятых из шести колхозов, – дошел, потеряв 107 голов, из них пропало – 50 и забито на мясо «присталых» – 57. Командир эшелона указывал основные причины потерь: во-первых, не имелось конкретного маршрута движения и не хватало пастбищ, во-вторых, часть оленей, прибывших из малоземельских колхозов, оказалась ослабленными, поэтому их пришлось выбраковать.

Вперед, на Запад!

В ноябре-декабре 1941-го Ненецкий национальный округ отправил на фронт более семи тысяч ездовых оленей. Стоит отметить, что ездовыми являются лишь самцы-кастраты, достигшие трех-четырех лет. С учетом всего поголовья в тот год мобилизовали практически три четверти ездовых оленей округа. Некоторые хозяйства отдали на фронт почти всех обученных животных. Колхозница Н. Ардеева вспоминала: «Из колхоза «Северный полюс» взяли 400 быков. Многие уходили в армию, забирая своих личных оленей. А потом большинство пастухов ездило на важенках и ланчаках». Действительно, многие оленеводы брали на фронт личные упряжки. Дочь погибшего ездового Романа Выучейского В. Гордеева до сих пор помнит его четверку прекрасных быков белее снега. Еще в памяти осталось обещание отца свернуть Гитлеру шею и вскоре вернуться с победой. Е. Канюкова рассказывала: «У моего отца была прекрасная упряжка и очень красивый бык-вожак, он его сам всему научил, выпестовал и вырастил, можно сказать. И на войну ушли все вместе: ненцы и их олени». Бригадир колхоза «Путь Ильича» Степан Хатанзейский вспоминал: «Помню, во время войны совсем пастухов в тундре было мало. Главный оленевод была женщина. Она и детей нянчила, и обед готовила, и чум на ее плечах держался, и стадо пасла».

Поражают стремительность и четкость решений того сложного времени. В кратчайшие сроки на огромной территории округа было сформировано пять эшелонов, подготовлены команды призывников, собраны упряжь, нарты, чумы. И вся эта масса людей, сопровождая тысячные стада, ни дня не мешкая, отправилась на фронт. Совершенно верным оказалось решение сформировать из ненецких и саамских оленеводов транспортные подразделения для нужд Карельского фронта. Тогда это было наиболее эффективное средство снабжения войск самого протяженного фронта.

 

Юрий Канев

Источник: vpk-news.ru


Читайте также:

Добавить комментарий