Сбежали наши денежки… | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Минфин обнародовал тревожные цифры: Россия теряет 40 млрд долларов в год от действия западных санкций и еще порядка 90–100 млрд долларов от снижения цен на нефть.

Потери бюджета России только в 2015 году по прогнозу финансового ведомства оцениваются в 1 трлн рублей. А это значит, что денег может не хватить даже на неотложные социальные нужды. Но несмотря на это Центробанк не собирается включать «печатный станок».

Ситуацию однозначно надо менять. Вот только реальных рычагов для этого в условиях санкций у России немного. И амнистия капитала – один из немногих реальных способов поддержать экономику в трудное время.

Сама по себе идея не нова, ее обсуждали еще при Борисе Ельцине. В марте 2007 года вступил в силу закон, упрощающий порядок декларирования доходов физических лиц. Но результаты той, первой, налоговой амнистии, оказались не очень удачными. Объем платежей, поступивших от пожелавших раскрыться граждан, оказался минимальным – чуть более 611 млн рублей, и легализовано было теневых доходов около 5 млрд. Но теперь у идеи есть все шансы быть реализованной. Этим целям и служит законопроект № 642129-6 «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию».

На этот раз предлагается амнистировать как возвращаемый «беглый» капитал, так и личные средства предпринимателей, полученные сомнительным путем.
Владельцев сбежавших денег предлагают простить за совершенные в прошлом налоговые преступления и разрешить им перевести свои капиталы в Россию, уплатив с них государству всего 2,5 процента.

Авторы законопроекта считают, что время для второй амнистии выбрано более чем правильное: санкции, отток капитала, ослабление рубля, высокий риск ареста активов и зарубежных счетов. Экономическое давление на Россию в любой момент может быть усилено. И никто не знает, какие идеи еще придут в больную голову высоких чиновников Евросоюза и США.

Вот почему было бы правильно, как считают авторы законопроекта, объявить амнистию капитала немедленно, с 1 января 2015 года, и продлить на восемь месяцев – до 31 августа.

Отток капитала

Сколько денег утекло за рубеж, точно не знает никто. По последним официальным оценкам, озвученным министром финансов РФ Антоном Силуановым, отток капитала из России по итогам 2014 года ожидают на уровне 130 млрд долларов, как в кризисном 2008-м, что вдвое превысит показатель прошлого года, когда из страны утекло 62,7 млрд долларов. Независимые аналитики называют более высокую планку – в 150 млрд долларов.

Есть расчеты, что с января 2008-го по апрель 2014 года за границу ушло свыше 471,8 млрд долларов, или 15,5 трлн в рублевом эквиваленте, что превышает размер международных резервов России, и эквивалентно 110 процентов расходной части федерального бюджета и почти 23 процента ВВП России.

Больше половины этих средств (свыше 254 млрд долларов), по официальным оценкам, выведена из страны финансовыми и нефинансовыми организациями с нарушением действующего валютного, бюджетного, таможенного, финансового и прочего законодательств.
Этих денег, как считают экономисты, вполне хватило бы на то, чтобы в два раза увеличить объем инвестиций в основной капитал, тем самым обеспечив жизненно необходимые российской экономике техническое перевооружение, обновление производственных мощностей, модернизацию базовой технологической инфраструктуры и переход от трудоемкого к капиталоемкому способу производства. Что, как следствие, обеспечило бы повышение производительности труда и новую индустриализацию российской экономики, о которой так любит говорить правительство.

Всего же, за период с начала «нулевых» частный сектор и государство вывели из экономики страны колоссальную сумму – свыше 801,7 млрд долларов (39 – 40 процентов ВВП России в ценах 2013 года), которые все эти годы работают на финансирование научно-технического прогресса и модернизации за рубежом.

Разумеется, вернуть эти деньги нереально. Авторы законопроекта рассчитывают, что в результате амнистии в финансовую систему страны может влиться примерно 100 млрд долларов. При этом сумма, которая поступит в виде налогов в госбюджет, может составить более 2 млрд долларов.

Причины и следствия

Можно сколько угодно взывать к совести тех, кто привык прятать деньги в офшорах или в заграничных банках. Но справедливости ради надо сказать, что многие миллиарды утекают из страны на разрешенных законом основаниях. К тому же пример вывоза капитала преподает само государство, отправляя за рубеж сотни миллиардов долларов, заработанных на нефти. Центробанк вкладывает свои резервы в иностранные валюты и госбумаги, финансируя экономики США и Евросоюза, вместо того, чтобы инвестировать их в российскую экономику, которая задыхается от отсутствия денежных ресурсов.

Сегодня и правительственные чиновники признают, что создание «подушки безопасности» в виде Резервного фонда и ФНБ обернулось острым дефицитом инвестиций и превращением России в чистого донора мировой экономики и поставщика инвестиционных ресурсов на внешние рынки.

Как бы то ни было, масштабы проблемы таковы, что угрожают национальной безопасности, требуют выработки мер по возвращению сбежавших капиталов в страну.
В Минфине хорошо осведомлены о том, что капитал вывозят не только на законных основаниях, но и окольным путем, с помощью мнимых сделок, оффшорных компаний, выдачи кредитов за рубеж, пробелов в валютном законодательстве, используя при этом облигации, векселя, депозитарные расписки и т.д. А ускорение оттока капитала из России связано не столько со скандалом вокруг АФК «Система», сколько с опасениями закрытия рынка внешних заимствований для компаний и банков.

Но это только вершина айсберга. Деньги уходят из России за границу, потому что наша налоговая система слишком громоздкая, бизнес-схемы непрозрачны, инвестиционная привлекательность активов не самая высокая. В Минфине не раз назывались эти причины, но ситуацию изменить не удалось.

К обсуждению темы беглых капиталов подключились силовики. Генпрокуратура России предложила зарубежным коллегам заключать двусторонние международные договоры о возврате конфискованного имущества, борьбы с трансграничными потоками «грязных» инвестиций. Следственный комитет разработал законодательные новеллы, останавливающие эти потоки.

О возможных путях решения проблемы убегающего капитала высказался советник Президента РФ Сергей Глазьев, предложив вернуться к жесточайшему валютному контролю и, в частности, ввести налог на трансграничные финансовые операции под 18 процентов. Если операция оказалась законной, то налог можно вернуть плательщику.

Противники жестких подходов заявляют с парламентских трибун, что отмывать деньги за рубежом нехорошо, но любые законодательные ограничения на вывоз капитала из России могут иметь негативные последствия для отечественных банков.

Ограничение вывода денег из России в итоге приведет к тому, что капитал начнет применять полулегальные или серые схемы.
Бороться с ними государство обязано. Но то, что уже утекло, не всегда возможно вернуть с помощью силовых структур, особенно теперь, когда обнаруженные деньги могут просто не пустить в Россию. Вот почему объявление очередной амнистии капитала c пониманием воспринято и бизнесом, и чиновниками, написавшими положительный отзыв на законопроект. А это значит, что у законопроекта об амнистии капиталов есть шансы быть принятым.

Иван Полетаев

Источник: topwar.ru


Читайте также:

Добавить комментарий