На каких условиях Россия согласится вернуться в проект строительства газопровода?
В Европе явно не ожидали, что Россия разрубит гордиев узел проблем, связанных с «Южным потоком» столь решительно. 2 декабря представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен заявила, что ожидает от России разъяснений в связи с отказом от реализации масштабного проекта.
3 декабря премьер Болгарии Бойко Борисов выступил за сохранение «Южного потока». «Проект газопровода «Южный поток», предназначенный для поставок российского газа по Черному морю в Европу через Болгарию, является выгодным, и его необходимо сохранить», – заявил премьер-министр, выступая в болгарском парламенте.
На восстановление договоренностей о строительстве газопровода «Южный поток» также надеется и Сербия, Президент Томислав Николич накануне сообщил о намерении Белграда провести дополнительные переговоры с российскими и европейскими партнерами для получения разъяснений в связи с остановкой проекта. «Это похоже на игру в кошки-мышки между Западом и Востоком, (…) полагаю, мы об этом будем абсолютно серьезно разговаривать и с европейскими, и с российскими партнерами», – цитирует «Взгляд» слова Николича.
По его мнению, в интересах Сербии выяснить, «чего можно ожидать, что мы потеряли, что, возможно, получим» в связи с ситуацией с поставками газа. Ранее президент Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины, Милорад Додик возмутился позицией развитых стран Европы, приведшей к блокированию строительства газопровода.
Немецкий Der Spiegel выразил крайнюю озабоченность жителей Германии возможным сдвигом энергетических потоков, называя «Южный поток» «пешкой в украинском кризисе».
Да, оценки неожиданного решения, принятого «лично Владимиром Путиным» в Европе противоречивы. Однако, чем больше времени проходит тем слышнее нотки сожаления. 2 декабря в комментарии «Свободной прессе» – депутат Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин, в частности, заявил.
— Я бы не стал однозначно говорить, что о «Южном потоке» можно забыть. Изменится ситуация в той же Болгарии или в целом в Евросоюзе и всё может повернуться с точностью наоборот. Экономическая целесообразность у «Южного потока» была, и она никуда не делась.
Можно ли ждать, что «прозревшая» Европа, понявшая, что сама себя высекла, попробует убедить Россию реанимировать проект «Южного потока»?
— Такого рода категорические решения, принятые на высшем уровне обычно не отменяют, – говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – А решение назревало долго. Евросоюз ещё до украинского кризиса всячески затягивал реализацию проекта, требовал применить к «Южному потоку» третий энергетический пакет, который, кстати, в чистом виде не работает нигде в Европе. Ещё в июне 2012 года президент России Владимир заявлял, что нормы третьего энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету.
Россия долгое время пыталась договориться с Европой по взаимовыгодному, безусловно, проекту. С экономической точки зрения «Южный поток» был выгоден и даже необходим Евросоюзу. Однако со стороны европейских партнёров превалировали политические мотивы, во многом обусловленные давлением США.
В этой связи, вряд ли Россия, приняв кардинальное решение, обратно развернётся на 180 градусов. Проект «Южный поток», скорей всего, не будет реанимирован. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Тем более, уже достигнуты договорённости с Турцией, и вряд ли российское руководство захочет действовать непоследовательно. Что касается Болгарии и Сербии, я бы посоветовал руководству этих стран разобраться, с кем они. Кто их партнёр и друг, а кто – просто использует их в своих интересах.
Особенно это касается Болгарии, где у власти находится проамериканское, довольно антироссийски настроенное руководство. Да и позиция сербского руководства является достаточно мутной. Если президент страны Томислав Николич ещё настроен относительно пророссийски, да и то с оговорками, то премьер-министр Александр Вучич – сторонник евроинтеграции. Он и его окружение играют роль пятой колонны в руководстве Сербии, которое на словах ратует за дружбу с Россией, а в конкретных делах зачастую придерживается проамериканского курса.
Ни Сербия, ни Болгария за несколько лет так и не заняли принципиальной позиции в поддержку «Южного потока». Так чего ж им теперь обижаться и сожалеть из-за упущенных выгод и возможностей? Сами виноваты.
«СП»: – В «турецком проекте», по словам Миллера предусматривается создание хаба на границе Турции и Греции.
Возможно, ли что теперь Евросоюз будет сговорчивей и пустит новый российский трубопровод на свою территорию без «третьего энергопакета» и прочих неконструктивных условий?
— Я не исключал бы этого варианта. В случае если трубопровод продлят за Турцию, получатель российского газа будет всё тот же – Евросоюз. Европейцам сейчас продемонстрировали, что Россия готова реализовывать свои национальные интересы в достаточно жестком ключе. Поэтому европейские политики и бизнесмены, если они будут действовать рационально, исходя из собственных интересов, впредь будут более сговорчивы.
Даже если Евросоюз в целом не пойдёт России на какие-то уступки в данном случае, то можно будет попытаться договориться с отдельными странами. ЕС уже сейчас представляет из себя рыхлое образование, а в перспективе сбалансированности в нём может стать ещё меньше.
— Что касается позиции Европы – она жалкая и смешная, – говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Сначала сами европейцы вставляли палки в колёса, тормозили проект, делали всё, чтобы он не состоялся, а теперь ждут разъяснений. Непонятно также о чём с российской делегацией собираются говорить Сербия и Болгария. Сербия до самого последнего момента не давала разрешения на строительство трубопровода, а Болгария сначала дала, а потом – отозвала.
Европейцы вообще интересные ребята. Сначала говорят: Россия поддерживает террористов в Донбассе, а потом удивляются, почему мы сокращаем закупки европейских продуктов.
«СП»: – Есть ли возможность возвращения к «Южному потоку»?
— Я думаю, что возможность только одна. Пока не началось проектирование и строительство трубы в Турцию, Еврокомиссия должна дать разрешение на эксплуатацию «Южного потока» без всяких энергопакетов. Раньше мы готовы были строить этот газопровод на свой страх и риск, имея только разрешение тех государств, через которые он должен был пойти.
Но поскольку ситуация так обернулась, что нас стали откровенно шантажировать этим проектом, и мы вышли из него, мы в старую схему не вернёмся. Теперь нас могут устроить только гарантии, что труба будет на 100 процентов наполнена российским газом. То есть никакой «Третий энергопакет» не должен ограничивать наши возможности. При этом у Европы осталось не так много времени на изменение своей позиции. Уже в самое ближайшее время ускоренными темпами может начаться строительство трубопровода в Турцию.
«СП»: – Если Россия вернётся в проект «Южный поток», не обидится ли на нас уже Турция? Может быть, Россия потянет строительство обоих газопроводов?
— Что касается газопровода на Турцию, сильно большой необходимости в нём нет, это, конечно, во многом политически мотивированный проект. Два проекта в условиях экономического кризиса будут слишком обременительны для России. Не думаю, что Турция сильно обидится на нас, если мы не потянем новый газопровод в её сторону.
Алексей Верхоянцев
Источник: kavpolit.com