В «электронное правительство» заглянет Генпрокуратура | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Депутаты Госдумы пожаловались генпрокурору на растраты бюджетных средств, выделенных на госпрограмму электронных услуг для населения.

Генпрокуратура проверит Минкомсвязи как основного исполнителя подпрограммы «Развитие информационного общества» на предмет «растраты государственных средств и фактического саботажа исполнения мероприятия «Развитие электронного правительства». Соответствующий запрос генеральному прокурору Юрию Чайке направил депутаты Госдумы Андрей Крутов и Дмитрий Ушаков (есть у «Известий»).

По расчетам депутатов, за все годы на исполнение госпрограммы было направлено более 1,4 трлн рублей. Только в 2012-2013 годах объем финансирования составил 42,6 млрд рублей. Между тем особых результатов исполнитель не добился.

— Мы постоянно при обсуждении бюджета выделяем на развитие госпрограммы деньги, — пояснил «Известиям» Андрей Крутов. — Тем более что перевод услуг в электронный вид одобряет большая часть россиян. Между тем деньги тратятся, а программа буксует, и большинство плановых показателей не достигнуто. И в том числе из-за того, что, по данным экспертов, ответственный исполнитель не разрабатывает нормативно-правовую базу, то есть просто не выполняет своих обязательств. В итоге того самого «электронного правительства» у нас просто нет. Это либо пустая растрата денег, либо прямой саботаж программы — в этом должна разобраться прокуратура.

В частности, как указывается в запросе, «доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов в электронном виде, в общем количестве государственных услуг» должна по итогам 2013 года составлять 98%, а составила всего лишь 3,3%. Количество предоставляемых региональных услуг должно составлять 44% по плану, а реально составляет только 1,1%.

— Для получения большинства «переведенных» электронный вид услуг — будь то получение водительского удостоверения, лицензии на оружие, регистрации автотранспортных средств, получение прописки — все подразумевает личный визит и очереди, от которых практически никак не избавиться, — возмущается Дмитрий Ушаков. — Так что предоставление официально «электронных» услуг почему то до сих пор происходит при личном визите в конкретные учреждения и сопровождается долгим ожиданием в длинных очередях.

Согласно майским указам президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70%.

В Минкомсвязи не согласны с обвинениями депутатов.

— Основная цель электронного правительства сформулирована в указе президента (№ 601 от 13 мая 2013 года) как достижение показателя в 70% граждан, пользующихся механизмом предоставления госуслуг в электронном виде. Не все госуслуги одинаково востребованы. На 35 приоритетных услуг приходится более 80% обращений граждан. Для достижения целевого показателя указа президента прежде всего необходимо обеспечить качественную реализацию наиболее востребованных услуг. По итогам 2013 года этот показатель выполнен. Он достиг 30,8% при плановом значении в 30%, — заявили «Известиям» в министерстве. — А показатель, на который ссылаются депутаты, не отражает поставленной президентом цели, потому что среди государственных услуг есть такие, которыми на сегодняшний день граждане пользуются редко.

Статистика также говорит о росте популярности госуслуг среди населения.

Сейчас на портале госуслуг зарегистрированы уже 13 млн человек (это на 86% больше чем в 2013 году). В этом году через портал было подано 17 млн заявлений (на 30% боьше чем в 2013-ом), а доля граждан, пользующихся электронными способами получения госуслуг выросла на 36%. В 2014-ом году сумма платежей граждан составила 1,2 млрд рублей (+109% по сравнению с 2013 годом).

Эксперты уверены, что виновато не только одно министерство.

— Действительно, «электронное правительство» работает не так, как хотелось бы и как планировалось изначально, — говорит замдиректора Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Евгения Сербина. — Понятно, что хочется найти виноватых. Однако ответственность за это несут абсолютно все федеральные ведомства. Потому что каждое ведомство предоставляет свои услуги, которые должны переводиться в электронный вид, в этом смысле это процесс, в который должны быть включены все ведомства и органы исполнительной власти субъектов. Это процесс, который требует сложной координации и скоординированных действий. Искать виноватых не представляется возможным. Одного виноватого тут просто нет.

— К сожалению, за плохие результаты чиновников у нас не судят, — соглашается главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. — Подсудно будет только нецелевое расходование средств, а привлечь за то, что средства были потрачены в соответствии с законом, но безрезультатно, — у нас статьи нет.

В других ведомствах также поддерживают Минсвязи.

— Саботажа со стороны Минсвязи нет, хотя работать можно и чуть активнее, — рассказал «Известиям» высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. — Просто в самом начале были приняты такие планы, что через 2 года мы вдруг станем электронными, не разбираясь, что для этого надо сделать, что необходимы регламенты, длительная кропотливая работа по налаживанию информационного обмена между различными ведомствами. Кроме того, менялось законодательство, концепции, в Минкомсвязи полностью обновилась команда. Сейчас они тщательно работают по каждому блоку «электронного правительства» — это более долгая работа, но она даст результат.

Александра Баязитова

Источник: izvestia.ru


Читайте также:

Добавить комментарий