Главный редактор телеканала RT, Маргарита Симоньян — о событиях в Фергюсоне и свободе слова в США.
Журналистка Дэниз Риз из международного видеоагентства Ruptly, входящего в телесеть Russia Today (RT), была задержана 26 ноября в американском городе Фергюсон, штат Миссури, где уже вторую ночь подряд продолжаются беспорядки. Риз выполняла редакционное задание по освещению событий, произошедших после того, так суд присяжных оправдал белокожего полицейского, застрелившего темнокожего подростка в августе 2014 года. После нескольких часов, проведенных в полицейском участке, девушка была отпущена. О том, почему американцы вышли на улицы, а также о свободе слова в США корреспонденту газеты «Известия» Татьяне Байковой рассказала главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян.
— Продюсера видеоагентства Ruptly, являющегося подразделением телекомпании Russia Today, Дэниз Риз задержали во время освещения событий в Фергюсоне. Можете рассказать, как всё произошло и за что именно забрали полицейские девушку?
— Дениз была рядом с группой протестующих, которая стояла недалеко от здания полицейского управления Фергюсона. Угрожая арестами, полиция несколько раз просила людей разойтись и уже после нескольких предупреждений задержала первую группу. Нашу Дениз лично выхватил из толпы полицейский, который минутой ранее в грубой форме обвинял ее в участии в неразрешенном мероприятии. Хотя Дениз убеждала его в том, что она журналист и выполняет свой профессиональный долг, освещая протесты, он просто скрутил ей руки и потащил в сторону участка.
— Полиция не разбирала, кто журналист, а кто протестующий? В каких условиях ее держали?
— Дениз и других задержанных отвели в холодный гараж на территории полицейского департамента. На них надели наручники — металлические, а не те пластиковые стяжки, которые сейчас должны использоваться повсеместно в США. Личные вещи были конфискованы. Дениз 20 минут просидела на ледяном полу, прежде чем ее вызвали на регистрацию. Потом она провела еще два часа в женском отсеке полицейского фургона и уже после была отправлена в другой департамент, где ее освободили.
— Это уже не первый случай неподобающего отношения с журналистами в США. Несколько месяцев назад ваша журналистка Анастасия Чуркина пострадала от слезоточивого газа, который использовали полицейские. Как вы можете объяснить такое отношение к журналистам, освещающим события массовых беспорядков в Фергюсоне?
— Не только Настя Чуркина, но и другие наши журналисты попадались под руку американской полиции. Вчера в Фергюсоне пострадала еще одна девушка, продюсер Лорена. В нее попали металлической емкостью со слезоточивым газом, но она, умница, надела маску и продолжила съемку. В 2010 году нашу съемочную группу задержали также во время протестов — у военной базы в штате Джорджия. Ребят допрашивали 6 часов, лишь спустя сутки нам удалось вытащить их под залог. Потом наших журналистов судили по каким-то притянутым за уши обвинениям и в итоге полгода спустя признали невиновными. Представляете, полгода их судили за то, что они просто делали свою журналистскую работу!
— Можно ли утверждать, что в США, где так яро пропагандируются демократические принципы, нарушаются принципы свободы слова?
— В США существует свобода слова. За слова в тюрьму не сажают. В США вопросы со свободой собраний, что мы наблюдали и во время различных мирных протестов. Помню, еще в 1995 году нам с одноклассниками в Нью-Гемпшире полицейский объяснял, что для того, чтобы собраться в местном скверике просто поболтать и обсудить школьный спектакль в количестве, превышающем три человека, на время, превышающее 15 минут, нам нужно разрешение на демонстрацию.
— Чем можно объяснить тот факт, что полицейские, задерживая журналистов при освещении событий в Фергюсоне, забирают у них все мобильные устройства, а также заметки (этот факт в интервью подтвердил корреспондент немецкой газеты Bild Лукас Хермсмайер). Полиция не хочет, чтобы эти события выходили за рамки США?
— Думаю, так им положено по инструкции. В США же не полицейские страшны, а их инструкции. Коп, застреливший парня в Фергюсоне, и убивший беременную, и застреливший 12-летнего мальчика, вероятно, действительно не нарушали инструкции. Тут же вопрос не к конкретным копам, а к системе, рассчитанной на роботов.
— Почему этот случай с Дареном Уилсоном получил такой резонанс, ведь количество убийств темнокожих людей белыми полицейскими колоссален в США, почему именно на этот случай такая реакция?
— Да просто достало их. Люди долго терпят, но когда их достало, уже не остановишь.
Источник: izvestia.ru