Хорошая новость: россияне стали больше кушать тортов и пирожных, в которых вынуждены были себя ограничивать в предыдущие два года. Радостью поделился Центр исследований кондитерского рынка (ЦИКР), эксперты которого подсчитали, что рост производства сладких мучных изделий в первом полугодии составил 8,6%, превысив 184 тыс. тонн. Россияне с конца 2014-го до конца 2016-го, реагируя на драматическое падение сначала рубля, а вслед за этим и своей покупательной способности, заметно сократили потребление шоколада, тортов и пирожных. Продуктов, конечно же, вкусных, но все-таки не первой необходимости.
фото: pixabay.com
Исследователи утверждают, что в нынешнем году «сладкая» отрасль наконец-то вышла из кризиса, а производители тортов и пирожных адаптировали свое предложение под покупательские запросы в пользу более экономичных форматов: снизили вес готовых изделий, уменьшили размер упаковки. К тому же в целом ситуация на потребительском рынке улучшилась: рубль стабилизировался, инфляция сократилась, люди демонстрируют все большую готовность тратиться.
И можно было бы со спокойной душой этому кондитерскому ренессансу порадоваться, но кое-что не дает покоя. Буквально пару недель назад были обнародованы результаты соцопроса «Ромир», согласно которым четверо из десяти россиян признались в том, что вынуждены экономить на продуктах питания, вплоть до самого дешевого — хлеба. О той же тенденции свидетельствует один из последних опросов ВЦИОМ, показавший, что 10% россиян не хватает денег даже на простейшие продукты. «38% россиян адаптируются к новой реальности, переходя на более дешевые продукты питания», — вторят коллегам-социологам авторы недавнего мониторинга Высшей школы экономики.
Так кому же верить: исследователям ЦИКР, утверждающим, что народонаселение возвращается к массовому поглощению тортов и пирожных, или не менее уважаемым экспертам из других научных центров, заверяющим, что в массе своей россияне все еще экономят на хлебе? Я бы не стал кого-то из ученых обвинять в ошибках, а тем более в манипулировании результатами. Скорее всего, и те, и те честны в своих расчетах и оценках.
Дело в том, что российская экономика в целом завершает лето и встречает осень 2017 года в состоянии противоречивом, если не сказать парадоксальном. У сотрудников отдела экономики «МК», вынужденных в силу своих профессиональных обязанностей каждый день перелопачивать горы статистических данных, от этих противоречий и парадоксов голова идет кругом. И пусть это не слишком гуманно, но готов частью этой головной боли поделиться с читателями.
С одной стороны, российская экономика растет: ВВП страны, по расчетам Минэкономразвития, увеличился на 2,5% по итогам II квартала. С другой — реальные доходы населения продолжают падать, подсчитал Росстат: в январе–июле на 1,4%.
С одной стороны, промышленность встает с колен: плюс 1,9% за семь месяцев, согласно Росстату. С другой — вывоз капитала из страны за тот же период вырос в полтора раза и превысил $13 млрд, подсчитал Центробанк.
С одной стороны, годовая инфляция по итогам июля понизилась до невиданного ранее уровня в 3,9%, по данным того же ЦБ. С другой — по субъективным ощущениям россиян, инфляция в три раза выше и равна 12%, утверждает Bloomberg.
С одной стороны, Минтруд заявляет, что в России едва ли не рекордно низкая безработица — 5,1% по итогам июля. С другой — 33% россиян боятся потерять работу (по данным опроса РАНХиГС), а 54% опасаются задержек зарплаты (по данным опроса НАФИ).
Каждую из этих цифр по отдельности объяснить можно (что эксперты в меру своей квалификации и делают), но все вместе — просто нереально. И в этот ряд парадоксов и противоречий идеально вписывается статистика по пирожным и хлебу. Можно сказать, является вишенкой на торте.
Такое ощущение, что в преддверии осеннего политического сезона наша экономика застыла перед выбором, как былинный богатырь у камня на развилке дорог: двинуться ли в сторону экономического роста, технологического развития, снижения инфляции, повышения доходов и покупательной способности людей, или устремиться в противоположном направлении? По идее, правильный выбор должна сделать наша властная элита, возвращающаяся из отпусков и засучивающая рукава в преддверии выборов президента. Но памятуя об уровне экономических решений, которыми эта самая элита закрывала сезон предыдущий — сплошь запреты, ограничения плюс скрытое или явное увеличение поборов с людей, — рассчитывать на благоприятный сценарий не приходится.
«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — заявила, согласно легенде, почти два с половиной века назад французская королева Мария-Антуанетта, когда ей сообщили о том, что народ бедствует. Подданные «в благодарность» за совет, как известно, устроили революцию и обезглавили свою королеву. Сегодняшние российские руководители проводят такую экономическую политику, которая вновь ставит народ перед выбором: кушать пирожные или экономить на хлебе. Может, стоит подучить уроки истории?