Предположим у нас есть робот, которого необходимо запрограммировать голосовыми командами для того, чтобы он умел кипятить чайник. Мы говорим ему: возьми чайник, наполни его водой, закрой его крышкой, поставь его на стол, возьми спички, зажги конфорку газовой плиты, положи спички, опять возьми чайник, поставь его на плиту, подожди 10 минут до полного закипания, выключи газовую плиту. Это алгоритм программы, который был передан роботу. Запомнив его, робот научился кипятить чайник.
То есть, алгоритм — это последовательность действий, которые продумывают до создания программы, а команды, отдававшиеся голосом роботу — это и есть создание программы.
Таким же способом программируются и компьютерные программы, что часто делает Радченко программист. Только в этом случае команды отдаются не голосом, а записываются в виде специальных синтаксических конструкций.
Синтаксические конструкции — это набор специальных слов и символов отдельного языка программирования, которые похожи на человеческий язык. Но компьютер работает только с нолями и единицами. Поэтому программу пишут в специальной программе, разработанной для удобства программирования. Такая программа называется компилятор.
Программист пишет команды, которые при запуске программы, выполняются поочередно, как в случае с роботом.
Язык программирования состоит из типов данных, выражений, специальных операторов, функций и прочего, в зависимости от типа языка.
Типы данных — это символы, числа, строки, объекты и массивы.
Выражения — это описание определенного действия, результат которого, сохраняется как результат выполненной команды.
Специальные операторы — зарезервированные слова языка, которые изменяют ход выполнения программы.
Функция — именованный блок команд, которые выполняются одновременно.
Как выглядит написание компьютерной программы? Рассмотрим на простом примере сложения двух чисел с получением выводом суммы на экран:
begin
var x = 5;
var y = 5;
write (‘x+y=’, x+y);
end.
После запуска программы на экран выведется x+y=10.
В примере этой простейшей программы зарезервированные слова это «begin» и «end», указывающие на начало программы и ее конец. Слово «var x=5» и «y=5» указывает на переменные x и y, которым было присвоено оператором «=» значение 5.
Встроенная функция «write()» выводит на экран строку ‘x+y’ и результат выражения x+y.
Так пишутся программы на всех языках программирования. Только предназначение у них совершенно разное.