Ядерная проблема Корейского полуострова: путь к решению | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

В середине ноября Россию посетил Чхве Рёнхэ, спецпосланник лидера КНДР Ким Чонына. В Москве северокорейский чиновник встретился с президентом России В.Путиным и министром иностранных дел С.Лавровым, а затем отправился во Владивосток и Хабаровск. По итогам встречи Рёнхэ с  С.Лавровым было объявлено, что Пхеньян готов к продолжению остановившихся в 2008 году шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова без предварительных условий. КНДР, впрочем, уже достаточно давно сигнализирует по разным каналам, что готова к продолжению обсуждения ядерного вопроса, однако США и Республика Корея оставляют эти заявления без внимания.

Для предыдущих трех президентов Южной Кореи подход к отношениям с Севером был одним из ключевых элементов политического образа. Нынешний лидер, Пак Кынхе, по-видимому, не настроена столь же активно работать в этом направлении и стремится в первую очередь попросту избегать кризисов. Такой подход призван сдержать негативную инерцию охлаждения межкорейских отношений в период президентства Ли Мёнбака, однако излишняя осторожность может привести к пассивности и стать причиной того, что Сеул упустит реальные возможности для диалога.

Пример Южной Корее подают США. Администрация Б.Обамы убедилась в сложности ядерной проблемы, заключив в 2012 году быстро обесценившуюся «високосную договоренность» с Пхеньяном, и демонстративно отключилась от диалога. Сейчас позиция Вашингтона сводится к выдвижению весьма странного условия: переговоры об остановке северокорейской ядерной программы могут начаться только после остановки этой программы. Видимо, так США хотят застраховаться от втягивания в бесперспективные, с их точки зрения, шестисторонние переговоры перед лицом других внешних и внутренних проблем.

Вообще же, сложность урегулирования ядерной проблемы на двустороннем (с США в 1990-е годы) и многостороннем (в рамках шестисторонних переговоров в 2000-х годах) уровнях обусловливалась в первую очередь положением КНДР и следующей из него ограниченностью и спецификой инструментария северокорейской дипломатии. Различного рода политические и военные провокации, дестабилизирующие обстановку и подрывающие доверие между участниками урегулирования, остаются для Северной Кореи основным способом привлекать внимание к вопросу и влиять на действия партнеров по диалогу. Восприятие ядерной программы элитами КНДР как ключевого фактора обеспечения суверенитета и международной дееспособности государства, отсутствие альтернативы делает невозможным отказ Пхеньяна от атома в сохраняющихся с 1990-х годов внутренних и внешних условиях.

Указание на отсутствие у Пхеньяна альтернатив политической эксплуатации ядерной программы после 1990-х годов не может рассматриваться как апология вседозволенности, фаталистичное оправдание Пхеньяна и, соответственно, реакции его оппонентов. Тем не менее, понимание этого факта необходимо для эффективного решения проблемы через снятие ее первопричины.

С такой точки зрения единственно логичный вывод о перспективах и способе урегулирования таков: оно возможно только при изменении роли ядерной программы во внешней и внутренней политике КНДР по мере нормализации отношений между государствами региона, построения прочной системы мира на Корейском полуострове и недискриминационной структуры безопасности в Северо-Восточной Азии, укрепления экономической и энергетической базы КНДР.

Диалог должен стать первым шагом к таким переменам, средством контроля ситуации и поддержания позитивных изменений, а не наградой за уступки. Однако убеждение посредством диалога невозможно без наличия у убеждаемого выбора, и судьба урегулирования ядерной проблемы зависит от способности региона вновь сформировать объективные альтернативы распространению.

В этом смысле представляется особенно примечательным, что С.Лавров на пресс-конференции по итогам встречи со спецпосланником Чхве Рёнхэ призвал к возобновлению деятельности не только самих шестисторонних переговоров, но и созданной в их рамках рабочей группы по укреплению мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Путь к решению этих больших задач непрост, но только он может привести в конечном итоге и к решению ядерной проблемы Корейского полуострова.

Илья Дьячков

Источник: mgimo.ru


Читайте также:

Добавить комментарий