Нищие против нищих: «зайцы» бегут, контролеры штрафуют | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Железные дороги продолжают борьбу с безбилетниками. Едва ли не с каждым днем растет армия контролеров и их охранников: на некоторых электричках можно увидеть по 4-5 бригад одновременно. Однако «зайцев» меньше не становится: добираться на работу в Москву – вынужденная необходимость и слишком дорогое удовольствие.

Не поймал «зайца» – остался без хлеба

«Нельзя брать размеры штрафов «с потолка». Надо смотреть, где человек работает – и какую зарплату он получает. Пока все деньги будут только в Москве – люди будут ездить туда, чтобы выжить. И, естественно, ездить «зайцем»», – объясняет охранник контролера, пока пригородный поезд  приближается к границе Московской области. В вагоне тем временем проверяет билеты молодая женщина…

«За что платить, когда электричка грязная, когда она – нечто среднее между помойкой и общественным туалетом? Комфорт должен быть», – продолжает сотрудник охраны. – «Что касается самих контролеров… Зарплата у них – 10 или 9 тысяч рублей. Вот и выживают с премий, процентов и штрафов. За месяц контролер должен  сдать в кассу ЦППК (Центральной пригородной пассажирской компании) 150 тысяч рублей. Если он соберет меньшую сумму – например, «всего» 149 500 рублей, – его лишат премии.

В билетах, которые  покупают в электричке  «пойманные» «зайцы», есть графа «сбор за услугу 50 рублей». С этих 50 рублей контролеры хоть что-то получают. Хоть что-то – потому что сперва они должны заработать деньги для ЦППК, потом для охраны, а потом уже для себя.

Многие контролеры работают без выходных. Как, например, вот эта девочка (движением головы мужчина указывает на свою спутницу, которая все еще продолжает «обилечивать» пассажиров). У нее ребенок маленький. Она воспитывает его одна».

Красота, среди бегущих…

Как шутит сатирик Михаил Задорнов, только в нашей стране люди могут всей электричкой убегать от контролеров.  В толпе   бегущих «зайцев» есть  люди всех возрастов, национальностей и профессий. Некоторые бегают из спортивного интереса, имея честно оплаченный билет до пункта назначения (а иногда – и абонемент на месяц). Молодой человек просто-напросто отдает билет своему другу  – и  скрашивает свое длительное путешествие пробежкой по платформе вместе с настоящими безбилетниками. Большинство из которых бегает не от хорошей жизни:  не сэкономишь на проезде – сэкономишь на еде.

Среди «зайцев» – и студенты, и священнослужители, и военные. В одном из поездов на Ярославской железной дороге от контролера убегал… майор. В  другой электричке  –  полковник. А недавно по одной из  небольших платформ, спотыкаясь на высоченных каблуках,   пыталась убежать от сборщиков штрафов элегантная женщина в норковой шубе…

Опасные старты

Пассажиры, которым хватает денег на проезд в электричке, нередко иронизируют над бегущими «зайцами». «Веселые старты начались», — комментируют они, глядя из окна вагона на мчащихся по платформе людей. Однако бег по платформам далеко не так безопасен, как стометровка на стадионе. Особенно зимой, в гололед…

Впрочем, даже летом стесненные в средствах пассажиры электричек регулярно спотыкаются и падают – или что-то роняют на платформу (а если совсем не повезет, то и прямо на железную дорогу). Этим «чем-то» может оказаться и  мобильный телефон (который далеко не всегда выдерживает знакомство с поверхностью платформы), и паспорт, и кошелек… Хорошо, если «заяц» успеет вовремя обнаружить пропажу – или ему помогут  другие безбилетные путешественники.

Несколько лет назад  на станции Пушкино произошел случай, едва не окончившийся трагически. Зимой, в гололед, один из «зайцев»  поскользнулся, упал и… повис на краю платформы в нескольких сантиметрах от стоящего поезда. Несчастный вцепился в платформу всеми четырьмя конечностями. Помочь ему никто не торопился. Группа крепких мужчин  с интересом наблюдала за происходящим – и спорила,  что будет дальше. До отправления электрички оставались считанные секунды. К счастью для «зайца», одной из женщин, ожидавших следующий поезд, оказалось не все равно. Она подала пострадавшему руку, и тот смог выкарабкаться…

Бои без правил

«Однажды иду по электричке, а в тамбуре  «зайцы» держат двери. Один меня головой ударил. У меня искры из глаз – и я упал прямо в темноту. Прибежали мои земляки. Нас было трое. «Зайцев» шестеро. Подрались… Мы их побили», – вспоминает наш собеседник, охранник контролеров. – « Сейчас, когда идешь по составу,  уже знаешь, от какого человека чего ожидать».

Драки в пригородных поездах случаются регулярно. Далеко не всегда зачинщики – безбилетные пассажиры. Бывает, что сотрудники железнодорожной компании начинают применять силу к «зайцам» просто за то, что последние находятся в поезде. Однажды женщина контролер и вовсе расцарапала мужчине-безбилетнику лицо (тот терпел издевательство, не  желая поднимать руку на даму). А потом стала пинать его ногами…

Если же «заяц» пытается проскочить через турникет, он и вовсе может получить сильный удар в область сердца. В средствах борьбы за оплату проезда охрана турникетов  не особенно разбирается. В «лучшем»  случае безбилетника просто вытолкают обратно, по пути «приложив» к железному устройству.

Бывают и курьезы. Однажды толпа «зайцев».. высадила агрессивную контролершу на полустанке, где  электрички ходят раз в полтора часа.  Крупные мужчины вежливо взяли женщину под руки и препроводили на платформу – но, в отличие от коллег дамы, не дрались и не царапались.

Агрессивность контролеров объясняется весьма просто: за  самое маленькое нарушение их ожидает серьезное наказание. Недостаточно жестко проверил билеты – вылетел с работы на улицу.  О том, чтобы «проштрафившиеся»  получили «по заслугам», позаботятся специальные проверяющие. Эти люди ездят в электричках под видом обычных пассажиров – и тщательно наблюдают за тем, чтобы сборщик билетов как можно «аккуратнее» выполнял свои обязанности и не «упустил» ни одного безбилетника. Порой проверяющие играют роль «тайных покупателей» – и активно просят контролера  взять немножечко денег, потому что на билет не хватает. На первый взгляд, таких людей ничем не отличишь от обычных студентов или пенсионеров. Словом, от тех, у кого действительно не хватает на билет. Однако контролера, который пожалеет переодетого проверяющего, ждет увольнение… 

У «зайца» тоже есть права: юридический ликбез

««Контролер» и «охранник турникета» являются сотрудниками РЖД (а в центральных регионах – ЦППК, которая заключила договор с РЖД и теперь сама собирает деньги с пассажиров) – и потому не обладают никакими властными полномочиями, позволяющими каким-либо образом ограничивать свободу гражданина и определять, где и в какой момент он должен находиться», – разъясняет адвокат Людмила Максименко. – «Однако эти сотрудники – представители РЖД (или ЦППК), и выступают в интересах своей компании. Когда гражданин пользуется железнодорожным транспортом, он вступает в правоотношения с перевозчиком. То есть, ЦППК или РЖД обязуется довезти пассажира из пункта А в пункт Б, а пассажир обязуется эту услугу оплатить. Поэтому сотрудник, обладающий полномочиями проконтролировать оплату проезда (проще говоря, «контролер») имеет право сообщить «зайцу», что, поскольку он не оплатил услугу, РЖД или ЦППК не обязана ее оказывать, –  и попросить «зайца» выйти. Но только попросить.

Если «заяц» не желает добровольно покинуть теплый вагон, контролер имеет право обратиться в правоохранительные органы ( транспортную полицию). А они, как представители власти, в свою очередь имеют право составить протокол об административном правонарушении».

«Применять силу в отношении гражданина только потому, что он не оплатил проезд или ограничивать его свободу, не имеет права никто вообще!» – уточняет юрист Чермен Дзотов, руководитель международного проекта «Найдем Адвоката». – «Повторю слова моей коллеги Людмилы: неоплаченный проезд чреват отказом предоставлять услугу и привлечением к административной ответственности (взысканием штрафа). Кстати, так называемые «охранники», которые ходят с контролерами, являются простыми ЧОПовцами  – и так же, как и сотрудники РЖД и ЦППК, ограничены в своих полномочиях.

Жаловаться на действия контролеров и охранников можно по телефону «Единого информационного сервисного центра» РЖД 8-800-775-00-00, по телефону Горячей линии ОАО ЦППК 8(499)266-00-70 и в соответствующую Транспортную прокуратуру. При этом имейте в виду, что находящиеся при выполнении своих обязанностей сотрудники РЖД или ЦППК должны быть в форменной одежде, иметь бейдж с указанием фамилии, имени, отчества работника и наименования организации, осуществляющей контроль проезда, либо нагрудный знак (с указанием номера), а также служебное удостоверение».

Когда достойные зарплаты – только в Москве

Причина баталий на железных дорогах проста и понятна. Одни работают за копейки, боясь лишиться места, другие ездят в столицу, чтобы выжить. Очень многие жители Московской области и соседствующих с ней регионов оказались перед выбором: получать зарплату в 10-12 тысяч рублей в родном городе, где цены не намного отличаются от столичных, или каждый рабочий день ездить  в первопрестольную и зарабатывать там по 30-35 тысяч рублей. Для Москвы это немного – но в некоторых городках это целое состояние. Но…  приведем некоторые цены билетов на электричку. Пункт назначения один и тот же – столица.

Билет от Звенигорода до Москвы стоит 122 рубля 50 копеек. «Туда-обратно» – 245 рублей. Чтобы ездить в столицу из Сергиева Посада, нужно заплатить чуть дороже: 140 рублей в 1 конец, и 280 рублей «туда-обратно». Жителю Клина придется выложить уже не 140 или 280 рублей, а 175 или 350. Впрочем, все перечисленные города – еще не самое  дальнее Подмосковье. 

Очень многие московские трудящиеся проживают в городе Александров Владимирской области. Билет на  обычную электричку  до столицы стоит 222 рубля 40 копеек, «туда-обратно» – 444 рубля 80 копеек. Цена проезда на комфортабельном экспрессе, который прибывает в Москву в 8 часов утра, 310 рублей в одну сторону – и 620 рублей в день.

Еще  один поставщик кадров в  столицу – наукоград Дубна, самый северный город Московской области. Чтобы добраться до Москвы, дубненцам приходится платить 245 рублей за билет в одну сторону и 490 – за билет «туда-обратно». Это опять же самый бюджетный вариант: утренний экспресс обойдется в 320 рублей – и, соответственно, в 640 рублей в день.

Билет на электричку от Конаково до Москвы  стоит уже 264 рублей 50 копеек. Таким образом, необходимость ездить на работу в столицу обойдется в 529 рублей в сутки. Тем, кто живет в Балакирево, приходится «выкладывать»  уже 301 рубль 40 копеек за билет в 1 конец – и 602 рубля 80 копеек в день.

Стоимость абонементов на месяц при этом такова, что сэкономить на проезде почти невозможно. Может быть, стоит перенять опыт советского прошлого – когда покупать месячный проездной было очень выгодно, а «зайцев» в электричках почти не наблюдалось?

В некоторых электричках билеты проверяют одновременно 4-5 бригад контролеров – по бригаде на каждый вагон. Рядом с каждыми 2-3 турникетами на вокзале стоит по охраннику. Всем этим людям необходима зарплата. Не стоит забывать и о проверяющих, которые надзирают над охраной и контролерами. Да и о том, что деньги за проезд собирают не железнодорожники, а посредники – и любому посреднику, как известно, надо платить. Из всего этого складывается «неподъемная» стоимость билета на электричку.

Впрочем, официальные зарплаты контролеров невелики – 10 тысяч рублей. Не будь безбилетников, сборщикам билетов пришлось бы выживать на эти деньги…

 

Екатерина Алтайская

Источник: argumentiru.com


Читайте также:

Добавить комментарий