Плюшки закончились: как в Беларуси урезали льготы | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Недавно новый мэр Минска пообещал проработать вопрос о возвращении льготного проезда студентам в общественном транспорте. Это уже не первый жест доброй воли от высоких начальников: льготы у нас могут как быстро забрать, так и вернуть, а потом снова заставить с ними попрощаться. TUT.BY посмотрел, как в социально ориентированном государстве упорядочивали систему господдержки.

 В этом материале мы не претендуем на описание полноценной картины разветвленной системы льгот в Беларуси. Подчеркнем лишь основные вехи в борьбе с иждивенчеством, которые заметно сказались на благосостоянии белорусов.

Система льгот в Беларуси сформировалась еще в советское время. До 1980-х годов льготы охватывали относительно небольшое число граждан. Но в 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот резко возросло. В нулевых белорусские власти не раз называли социальную поддержку «громоздкой».

Первая попытка урезать льготы – в 1995 году

В 1995 году вышел Указ Президента РБ № 349 «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан». В первую очередь этот документ касался ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и граждан, проживающих на загрязненных территориях. Конституционный суд тогда пришел к выводу, что «президент взял на себя функции органа законодательной власти, чем превысил свои полномочия». Было решено считать нормы указа не имеющими юридической силы. 

В следующий раз всерьез о борьбе с иждивенчеством в Беларуси заговорили в 2003 году. Тогда в Палату представителей Национального собрания был внесен законопроект об упорядочении льгот. Принятие документа решили отложить до лучших времен и вернулись к нему в 2007-м. В Послании белорусскому народу и парламенту Лукашенко непрозрачно намекнул на то, что нужно уходить «от социальной защиты к социальному развитию». Прозвучала популярная сегодня мысль о том, что «жить надо по средствам». 

По оценкам чиновников, социальной поддержкой в стране в то время пользовались две трети населения страны, или 6,5 млн человек, причем многие имели право сразу на несколько льгот. Бесплатно или в полцены ездили на общественном транспорте 6 млн человек, дешевле покупали лекарства – 2,85 млн, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользовались 1 млн человек, услугами связи – 0,2 млн. Всего насчитывалось свыше 50 категорий льготников, которым предоставляли около 100 различных видов льгот. Подчеркивалось, что на льготы в общем доходе семьи приходится не больше 2,3% доходов, а наиболее обеспеченные люди получают поддержку в 1,3 раза большую, чем малообеспеченные. 

Несколькими годами ранее в России был подписан федеральный закон «О монетизации льгот». Был составлен так называемый социальный пакет, в который вошли несколько самых значимых льгот (предоставление бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном ж/д транспорте и т. д.). Начиная с 2006 года гражданин мог отказаться от соцпакета и получать за это денежные выплаты. Все остальные льготы были тоже компенсированы деньгами.

Недостаточный объем компенсаций и огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства. Похожий сценарий ждал и белорусов.

Законопроект об упорядочении льгот приняли сразу в двух чтениях

С самого начала обсуждение в парламенте законопроекта «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» было окутано завесой тайны. Заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич во время встречи с представителями общественных организаций заявила, что «проект закона на всенародное обсуждение выноситься не будет». По ее словам, несколькими годами ранее рассматривался гораздо более радикальный вариант – отменить все льготы для любых категорий граждан, но в итоге решили действовать поэтапно. 

До последнего момента мало кто из общественности был осведомлен, какие льготы и кому отменяют. Зато активно анонсировался «подробный механизм предоставления адресной социальной помощи» – взамен беспорядочным социальным льготам. 

Когда пришло время голосования, закон был принят сразу в двух чтениях. Сто парламентариев выступили «за» проект закона и лишь один – «против». Сообщалось, что упорядочение льгот позволит сэкономить более 30 процентов бюджетных средств на соцподдержку. Эти деньги обещали потратить на поддержку рождаемости в стране, программы по реабилитации чернобыльских территорий, адресную помощь наиболее нуждающимся категориям граждан, в том числе детям-инвалидам. 

Льготы урезали депутаты, адресную помощь пообещал президент

Любопытно, что на момент принятия закона к разработке указа президента об адресной социальной помощи даже не приступали – лишь только собиралась рабочая группа. Сам факт подготовки указа ряд экспертов расценили как попытку Лукашенко оправдаться за непопулярное решение. Бывший член Конституционного суда Михаил Пастухов в интервью «Еврорадио» обращал внимание, что льготы отменяли депутаты, а частично их возвращать берется президент. 

Нависшую угрозу лишения целого ряда льгот и преимуществ не все проглотили молча. Более шести тысяч подписей передали в парламент студенты, требовавшие сохранения права на 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Были выступления несогласных в Минске и областных городах, которые нередко заканчивались задержаниями активистов. 

Тем не менее, 17 декабря 2007 года закон об упорядочении льгот вступил в силу. Лишения затронули практически все категории населения. Из самого значимого: ветераны труда, студенты и учащиеся потеряли 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. А бывшие узники концлагерей и чернобыльцы лишились возможности ездить бесплатно. Они же вместе с родителями детей до 3 лет по новым правилам не могли рассчитывать на бесплатные лекарства. Закончилась раздача плюшек родственникам льготников, в частности, они лишились льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. С подробным перечнем льгот, которых в один момент лишились белорусы, можно ознакомиться здесь. 

За несколько дней до вступления в силу нового закона президент подписал Указ № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения». Право на ежемесячное социальное пособие получили не только малоимущие семьи с детьми или инвалидами, но все семьи, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100% наибольшей величины среднего бюджета прожиточного минимума за два последних квартала. Семьи, среднедушевой доход которых за два квартала не превышает 120% бюджета прожиточного минимума, теперь могли рассчитывать на единовременное социальное пособие. Семьям, которые тратят на жилье (коммунальные услуги, аренда, техническое обслуживание) более 20 процентов совокупного дохода в городе и 15 процентов в деревне, решили платить безналичные жилищные субсидии. 

Учащимся и студентам пообещали компенсировать расходы на проезд за счет средств стипендиального фонда учебного заведения и внебюджетных источников финансирования. 

Метаморфозы со льготами на проезд в общественном транспорте

А дальше начали происходить интересные вещи. В зависимости от обстоятельств и настроения протестных групп власти то возвращали часть льгот, то снова их отменяли. Еще в конце декабря 2007 года, то есть сразу после вступления в силу закона об упорядочении льгот, Могилевский городской совет депутатов единогласно принял решение возвратить почетным донорам право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Известно, что могилевские доноры активно выступали против отмены льгот и даже проводили предупредительную забастовку. Спустя время, летом 2010 года, новоизбранный Могилевский горсовет принял решение отменить эту льготу для доноров. 

В январе 2008 года появилось сообщение о том, что «афганцы» снова получили льготына проезд в общественном транспорте. Чиновники подтверждали эту информацию и объясняли ее неожиданно «всплывшим» межправительственным соглашением, подписанным Беларусью одновременно с руководителями правительств стран СНГ в 1993 году. Согласно этому документу воины-интернационалисты имеют право на льготный проезд в городском транспорте, а также в пригородных автобусах (но не в электричках и междугородних автобусах!) наравне с инвалидами и участниками ВОВ. Соглашение оказалось более значимым, чем закон о льготах. Однако противоречия между этим документом и законом об упорядочении льгот до сих пор вызывает немало вопросов у белорусов, которые участвовали в войне в Афганистане. 

В апреле 2008 года указом президента пенсионерам предоставили сезонную 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте – с мая по октябрь. Такой подарок пожилым людям преподнесли «в рамках проведения системных мероприятий по государственной поддержке лиц, достигших пенсионного возраста». 

Интересно, что сразу после принятия закона об упорядочении льгот Лукашенковыразил непонимание, «почему в городе-герое Минске, где мы миллиарды и миллиарды вкладываем в то, чтобы и тротуары были лучше, и магазины рядом, и аптеки, пенсионер должен бесплатно ехать? Куда? Магазин рядом, аптека рядом, товаров сегодня — дай Бог». Тем не менее, сезонная скидка для пенсионеров стала ежегодной традицией.

На этом уступки чиновников не закончились. В октябре 2008 года Министерство внутренних дел внутренним постановлением разрешило ряду сотрудников милиции бесплатно ездить в общественном транспорте. Также были определены категории льготников среди милиционеров для медицинского обслуживания и улучшения жилищных условий.

В декабре 2010 года, накануне президентских выборов, школьникам вернули право на бесплатный проезд в общественном транспорте (детей старше 7 лет этой льготы лишили в 2007 году). Представитель «Минсктранса» так аргументировал принятое тогда решение: «Школьников в Минске около 140 тыс. Они не так часто передвигаются на общественном транспорте, как студенты. В основном школы расположены в зоне доступности для учащихся. Поэтому число школьников, пользующихся правом бесплатного проезда, незначительно».

Вслед за Минском начали подтягиваться регионы. В некоторых городах республики льготы вернули также студентам, правда, ненадолго. Например, в Пинске за несколько дней до 19 декабря учащимся торжественно объявили о возвращении льгот на проезд. А спустя девять дней после выборов льготный проезд отменили. 

В феврале 2011 года возможность ездить бесплатно школьники получили на республиканском уровне. Было принято постановление Совета министров №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся», которое регламентировало, что дети имеют право передвигаться без талончика только к месту учебы и обратно, и только во время учебного года. А уже весной школьникам Минска разрешили ездить бесплатнопо всему городу, вне зависимости от цели поездки. 

В сентябре 2011 года власти вернулись к вопросу возвращения льгот для студентов. Не дожидаясь, пока соответствующее решение Мингорисполкома будет одобрено городским Советом депутатов, столичные транспортники разрешили студентам ездить бесплатно. Руководство города объясняло этот шаг «повышением социальной поддержки учащихся и студентов». Напомним, в начале осени 2011 годавозобновились молчаливые акции протеста, основной движущей силой которых были студенты. Последняя крупная акция в Минске прошла 21 сентября – к этому времени учащиеся уже ездили по городу бесплатно.

Руководители регионов были возмущены вольностями минских городских властей. Председатель Гродненского исполкома Семен Шапиро высказывался против возвращения льгот студентам. По его мнению, эти деньги лучше было пустить на строительство больниц, детских домов, повышение зарплат врачей и учителей. Весной 2012 года мэр Минска Николай Ладутько прислушался к совету коллег и предупредилшкольников и студентов, что бесплатный проезд для них вводили «не на века вечные, а как элемент социальной поддержки в тяжелый период».

С 1 сентября 2012 года, как и ожидалось, студенты в очередной раз потеряли «халяву». Бесплатный проезд в Минске было решено оставить только для школьников. 

В то время как школьникам льготы на проезд вернули, у многодетных матерей, имеющих награду «Орден матери», их забрали. Городские власти объясняли это вступлением в силу в 2010 году закона «О местном управлении и самоуправлении в Беларуси», по которому горсовет может поддерживать только ветеранов, пенсионеров, инвалидов и детей. 

Поддержка многодетных родителей, фильтр для адресной помощи и сокращение льготных кредитов

Тем не менее, многодетных родителей нельзя отнести к категории граждан, которая была обделена вниманием властей на протяжении последнего десятилетия. Со вступления в силу закона об упорядочении льгот их права не только не ущемляли, но и ежегодно вводили дополнительные меры по оказанию им социальной поддержки. Так, в 2007 году многодетные родители получили право на дополнительную финансовую поддержку при рождении детей, а также один свободный от работы день в неделю, в 2009 году – были наделены рядом налоговых льгот, в 2012-м – получили внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство или покупку жилья и т. д. Весь список льгот, на которые последовательно получали право многодетные семьи, подробно описан здесь. 

Что касается других социальных категорий, то в отношении них борьба с иждивенчеством продолжилась. В начале 2012 года был подписан указ президента №13, который должен был «усилить адресную помощь при строительстве жилья белорусами». По документу число белорусов, претендующих на льготные кредиты при строительстве жилья, сократилось вдвое. Саму очередь из нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже существенно «почистили». В выигрыше оказались опять же многодетные семьи, очередники, проживающие в малых городах, сотрудники силовых ведомств. 

Весной 2012 года власти преподнесли сюрприз родителям детей до 3 лет, которыеполучили назад право покупать бесплатные лекарства после осмотра врача (на основании Указа Президента РБ №139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан»). Соответствующее дополнение, а также 50-процентную скидку на лекарства для инвалидов 3-й группы внесли в закон об упорядочении льгот. 

В декабре 2013 года было решено «профильтровать адресную социальную помощь». Указом № 550 для ее назначения были введены дополнительные критерии. Так, ежемесячное социальное пособие перестали назначать трудоспособным гражданам, которые в течение последнего года работали менее 6 месяцев. Пристальное внимание стали уделять тем, кто обращается за помощью повторно. Если трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, в получении адресной помощи ему могут отказать. Таким образом, белорусов, которые могут рассчитывать на поддержку государства, стало еще меньше.

В июле 2014 года глава Нацбанка Надежда Ермакова предупредила белорусов, что государство намерено уходить от льготного кредитования в жилищном строительстве. Какими будут дальнейшие изменения в социальной политике, предсказать сложно. В 2015 году пройдут очередные президентские выборы. 

Эксперты: сначала нужно было налаживать экономику и лишь потом – урезать льготы

Экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова в 2007 году была единственной, кто выступил против принятия закона об упорядочении льгот. В комментарии TUT.BY она рассказала, что на самом деле с изменениями тогда внутренне были не согласны как минимум 15 процентов депутатов. Но в той ситуации на них сильно давили. 

Сейчас специалист наблюдает за социальной политикой государства со стороны. По ее словам, многие льготы «втихую восстановили», не соразмерив их с величиной государственного бюджета. «На мой взгляд, для многих категорий у нас до сих пор довольно высокий уровень соцзащиты – гораздо больше того, что может позволить себе государство в сегодняшней ситуации». 

Заведующий отделом социальной политики газеты «Белорусы и рынок» Константин Скуратович считает, что все последние действия властей в социальной сфере без реформ в экономике не имели смысла. 

– Предполагалось, что со временем будут расти денежные доходы населения, в том числе и пенсии, и вопрос льгот отпадет сам по себе. Но доходы расти перестали, и из этой затеи ничего в итоге не получилось. Определили, что за помощью в райисполкомы будут обращаться только действительно малоимущие люди. Но установили там такие смешные «потолки нуждаемости», что фактически 90 с лишним процентов бывших льготников потеряли всякую помощь государства. 

А по-хорошему надо было изначально экономику налаживать так, чтобы она работала, чтобы люди могли получать хорошие зарплаты, а затем и хорошие пенсии. 

Похожей позиции придерживается и политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, сама концепция социального государства предполагает наличие ресурсов, например, как в Швеции или в Дании. В этом случае власти перераспределяют национальный доход в пользу незащищенных слоев населения. В условиях бедного государства, как в Беларуси, считает эксперт, распределять, собственно, нечего. А поскольку ситуация в экономике ухудшается, власть первым делом идет на сокращение социальных трансферов. 

– Но по логике вещей вместе с уменьшением рычагов социального государства должны идти экономические реформы, которые дали бы возможность людям самим зарабатывать на жизнь. Вот такой алгоритм был бы правильным. Что касается адресной социальной помощи, то она у нас существует, но насколько эффективна, можно спорить. Действительно ли люди, имеющие серьезные проблемы с выживанием, защищены государством? На минимальном уровне – да, но все это сопряжено с большими бюрократическими процедурами. В значительной мере адресная защита не работает также и потому, что есть другие системные проблемы, такие, как низкая стоимость коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте. Получается, что низкие коммунальные тарифы дают привилегии в первую очередь богатым людям. Ведь чем больше у человека квартир, тем больше у него льгот по коммунальным услугам. И наоборот, самые бедные оказываются в меньшей степени защищены. Сама социальная модель Беларуси в значительной степени ориентирована на уравниловку.

Валерий Карбалевич считает, что система социальных льгот, которые остались сегодня у населения, имеет мизерное значение по сравнению с теми же низкими тарифами ЖКХ. Кроме того, в нашей стране практикуются совершенно экзотические и малоэффективные формы социальной поддержки, например, поддержка нерентабельных предприятий за счет бюджета или частного бизнеса, с помощью чего удается сокращать безработицу. Все остальные льготы, по мнению эксперта,  имеют символическое значение. Даже система поддержки материнства и детства в Беларуси, считает Валерий Карбалевич, не является выдающейся по сравнению с другими странами.

Светлана Белоус

Источник: news.tut.by


Читайте также:

Добавить комментарий