В России предложили запретить мусоросжигательные заводы | Информационные технологии. Обзоры устройств, комплектующих

Мусоропереработку могут внедрить административными методами — малым городам, вероятно, придется строить мусороперерабатывающие заводы за свой счет. 

К 2025 году Россия должна полностью запретить полигоны твердых бытовых отходов — за исключением небольших свалок рядом с мусороперерабатывающими заводами (МПЗ) и предназначены для неперерабатываемых отходов (пищевых, медицинских, токсичных отходов и др.). Такое предложение содержится в резолюции, принятой на слушаниях Общественной палаты от 24 октября. Эту идею поддерживают в Минприроды. При этом утилизацией мусора, согласно предложениям ОП, смогут заниматься только МПЗ. Сжигание мусора предлагается запретить, а первыми на государственный ресайклинг (переработку) в ОП предлагают перевести города с населением до 150 тыс. человек. Впрочем, сжигание мусора всецело защищают в Росприроднадзоре.

Сжигание считается переработкой

Как рассказал «Известиям» глава комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ Игорь Шпектор, предложения направлены в профильные министерства — Минприроды и Минстрой, а также в Госдуму, Совет Федерации и аппараты президента и премьера страны.

«В Российской Федерации уже скопилось свыше 8 млрд куб. м бытовых и промышленных отходов. Полигоны заполнены в среднем по стране на 50–90%. Объем отходов животноводческих предприятий и птицефабрик в виде навоза, помета и сточных вод составляет около 700 млн куб. м в год, а под хранение этих отходов занято более 2 млн га земли. Достаточно сказать, что по проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) высказывал свои опасения и президент РФ, говоря, что дальнейшее их накопление может привести к весьма серьезным последствиям, — указано в тексте резолюции. — Необходимо ввести постепенный до 2020–2025 года полный запрет на складирование ТБО на свалках и полигонах».

ОП напоминает об отложенных планах создания федерального оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры по обращению отходов, а также Федерального агентства по управлению отходами.

В Минприроды поддерживают ликвидацию свалок в целом, но с переходом от складирования и сжигания к полной переработке не спешат.

— Мы должны извлекать и перерабатывать из нашего мусора то, что можно, а дальше всё зависит от бизнес-модели, — отметил «Известиям» заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. — Завод по мусоросжиганию — это очень затратно и энергоемко. Наши московские мусоросжигательные заводы (МСЗ) давно бы остановились, если бы не получали денег из бюджета. При этом после переработки всё равно остается примерно 40% мусора, который приходится либо захоранивать, либо опять же сжигать.

Постепенный запрет полигонов также вписывается в концепцию Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами до 2030 года (утверждена в августе 2013 года). По ней Минприроды планирует оборудовать все регионы России комплексами по работе с ТБО, на которых будет осуществляться сепарация мусора и его утилизация, перевод и создание МСЗ с выработкой тепловой и электрической энергии, а также запретить сжигание мусора, пригодного для переработки.

Заводов, осуществляющих полный цикл переработки отходов, в России пока нет, сообщил «Известиям» председатель центрального совета экологической политической партии «Альянс зеленых — Народная партия» Олег Митволь.

— Это дорогие предприятия, и каждый такой завод стоит до €300 млн. Таких инвесторов у нас в России пока нет, — говорит Гизатулин.

По данным Росприроднадзора, в России семь мусоросжигательных заводов, но многие называют их мусороперерабатывающими: зола и шлак прессуются и закапываются. Сжигается, по разным данным, 7–10% (4–6 млн т) от общего числа поступающих отходов (60–150 млн т в год, от 300 кг в год с россиянина). На полигонах ТБО (их более 200) просто трамбуют и закапывают, на этих легальных свалках скопилось 31 млрд т неутилизированных отходов. В Росприроднадзоре такие запасы связывают с низкой по сравнению с переработкой и сжиганием стоимостью захоронения: в крупном регионе оно стоит 0,4–1,2 тыс. рублей за 1 т (в зависимости от того, будут ли брикетировать отходы перед захоронением), сжигание — порядка 2 тыс. рублей за 1 т.

Бремя маленьких городов

Процесс перехода от сжигания к переработке может, по мнению ОП, существенно ускориться, если параллельно обязать все малые города (с населением до 150 тыс. человек) ставить и содержать мусороперерабатывающие заводы за свой счет. По словам Шпектора, рассчитывать на то, что небольшие населенные пункты обзаведутся заводами за вложения частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства, не стоит из-за низкой рентабельности переработки.

— Завод при большом городе рентабелен, он может вырабатывать энергию. Малые города производят меньше отходов, их переработка не может компенсировать затраты на завод. Поэтому они должны быть взяты на бюджет города, — считают в ОП.

Города с населением менее 150 тыс. человек не могут обеспечить инвесторам МПЗ маржу, в лучшем случае она будет нулевой, соглашается начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Но Минфин вряд ли одобрит предложение, говорит аналитик.

Требуемые предложения могут пройти лишь в случае включения административного ресурса, считает Елена Арсентьева, гендиректор группы компаний «Экотехноменеджмент».

— Предложения ОП об отказе от полигонов и мусоросжигательных заводов реальны, но по-настоящему они заработают лишь тогда, когда государство сможет предоставлять гарантии возврата средств, примет инвестпрограммы и субсидирует инвестиционную составляющую в тарифе, — отмечает эксперт.

Против предложений ОП выступают собственно мусоропереработчики. По мнению председателя Ассоциации мусорщиков Москвы Лазаря Шубова, отказ от муниципальных полигонов приведет к резкому увеличению несанкционированных свалок. Кроме того, отказываться от свалок нельзя и потому, что даже после самой глубокой переработки остается 25–20% отходов, непригодных даже для сжигания, добавляет директор подмосковного полигона ТБО «Тимохово» Константин Манегин. По его мнению, правительству скорее стоит обратить внимание на дефицит МСЗ в целом и полное отсутствие каких-либо нормативных актов, регулирующих МСЗ с выработкой электро- и теплоэнергии.

Самый грязный бизнес

На данный момент строительство МСЗ стоит на порядок дороже, чем МПЗ. При этом сжигать мусор дороже, чем перерабатывать (€500 против €250 соответственно), говорит Арсентьева из «Экотехноменеджмента». По экспертным оценкам, у МПЗ также меньше срок окупаемости (от 2 лет), а переработка отходов могла бы принести России от $2 млрд до $3,5 млрд в год, рентабельность такого производства может достигать 40%. При этом в части отдаленных непроизводственных регионов (то есть тех, в которых не будет спроса на вторресурсы) всё же лучше сохранить мусоросжигание, считает Арсентьева.

Несмотря на высокий интерес со стороны зарубежных инвесторов к российским отходам, ни один из заявленных российско-европейских проектов до сих пор не был осуществлен, отмечает Кумановский. Он имеет в виду башкирский проект корпорации Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Engineering, проект греческого консорциума, включающего фирмы Aktor S.A., Aktor Concessions S.A., Helector S.A. и российского «ВТБ Капитала». Причину Кумановский видит в отсутствии последовательной госстратегии развития отрасли, а также в разрозненной, противоречивой законодательной базе.

Росприроднадзор предпочитает жечь

Тем временем Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) оптимальным считает именно сжигание. Согласно докладу службы, сделанному в 2012 году, сжигание выгоднее переработки из-за невозможности получения дополнительной энергии при переработке (тепла и электричества), а также низкой мотивированности населения к первичному разделению мусора.

— Полностью использовать вторсырье нельзя, лишь от 20 до 40%, — сказала «Известиям» начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. — Развитие мусороперерабатывающих заводов в России невозможно, пока государство не начнет поощрять производителей вторсырья осуществлять у них госзакупки.

При этом предложения ОП об отказе от полигонов до 2025 года при принятии закона об обращении с мусором вполне реальны, считают в службе, отмечая, что небольшие полигоны при МПЗ и МСЗ всё же придется оставить. Законопроект об отходах производства и потребления принят Госдумой в первом чтении в 2011 году; в этом месяце, как ожидается, может наконец состояться второе чтение.

Арсений Погосян

Источник: izvestia.ru


Читайте также:

Добавить комментарий